Основные итоги экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации отдельных полномочий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия с оценкой полноты, обеспеченности и эффективности их осуществления в период 2023-2024 годов»
Республика Хакасия
14 октября 2025 12:58
Теги:
Отчет, Новость
Экспертно-аналитическое мероприятие проведено на основании пункта 2.8 Плана работы Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия на 2025 год с целью оценки полноты и обеспеченности реализации в 2023 - 2024 годах (далее – анализируемый период) Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее - Министерство) мероприятий при исполнении полномочий по комплексному развитию сельских территорий, а также возмещению ущерба, понесенного собственниками животных, изъятых при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (узелковый дерматит), согласно компетенции, с оценкой результативности их реализации.
Помимо Министерства, объектами экспертно-аналитического мероприятия выступили: Управление ветеринарии Республики Хакасия (далее – Управление), администрации Алтайского, Аскизского, Бейского, Боградского, Орджоникидзевского, Таштыпского, Усть-Абаканского районов, Администрация муниципального образования Ширинского района, Администрация Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия, а также подведомственные им организации и учреждения.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.
Расходы на реализацию мероприятий по комплексному развитию сельских территорий (далее – КРСТ), а также на возмещение ущерба (узелковый дерматит) (далее – компенсация) утверждены законами о республиканском бюджете на 2023 и 2024 годы и включены в сводные бюджетные росписи на соответствующие годы. Итак:
1. Общий объем средств, направленных из республиканского бюджета в 2023-2024 годах из всех источников на реализацию мероприятий по КРСТ, составил 1 347,2 млн рублей, в том числе в 2023 году – 706,8 млн рублей, или 99,9% от плановых назначений, в 2024 году – 640,4 млн рублей (90,1%).
При этом из общего объема средств 128,1 млн рублей исполнены Министерством «формально», то есть без фактической оплаты работ по строительству объектов. Также 34,7 млн рублей средств республиканского бюджета использовано неэффективно, в большей части по причине незавершения строительства отдельных объектов в установленные сроки.
По результатам анализа исполнения отдельных мероприятий по КРСТ в 2023-2024 годы установлено:
1) несоблюдение в анализируемом периоде сроков выполнения работ, в том числе с учетом их продления, по 30 из 32 объектов капитального строительства, из которых по 17 объектам строительство продолжено в текущем году;
2) несоблюдение со стороны заказчиков условий государственных (муниципальных) контрактов об оплате при строительстве 25 объектов на общую сумму 239,4 млн рублей;
3) внесение изменений заказчиками и подрядчиками в условия контракта при реализации мероприятий, в том числе с нарушением требований законодательства.
Одновременно невыполнение (несвоевременное выполнение) мероприятия по строительству 5 из 6 инфраструктурных объектов обусловило недостижение результата использования субсидии, в связи с чем из двух предусмотренных проектов КРСТ по состоянию на 31.12.2024 ни один не реализован в полном объеме.
2. Общий объем средств, направленных из республиканского бюджета в 2023-2024 годах на выплату компенсации, составил 218,6 млн рублей.
Всего в адрес Министерства поступило 251 заявление о возмещении ущерба на общую сумму выплат 290,8 млн рублей (расчетно). Выплаты получены 242 заявителями на общую сумму 218,6 млн рублей.
При этом в выплатах отказано (в том числе частично) по 18 заявлениям на общую сумму 75,2 млн рублей. Впоследствии решения об отказе в выплате на общую сумму 48 млн рублей, или 63,9%, признаны незаконными (отменены).
По результатам оценки реализации Министерством полномочий по выплате компенсаций установлены системные случаи несоблюдения федерального и регионального законодательства, обусловленные:
- непринятием решений в установленной форме об отказе в возмещении ущерба, об уменьшении размера возмещения ущерба, а также несоблюдением сроков подготовки и издания такого решения в отношении отдельных заявителей;
- ненаправлением и нарушением Министерством сроков направления запросов в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по республикам Хакасия и Тыва о наличии или отсутствии случаев, при которых размер возмещения ущерба может быть уменьшен и при которых в возмещении ущерба может быть отказано;
- несоответствием формы актов об изъятии животных, подготавливаемых специалистами Министерства в области ветеринарии и администрациями сельских советов, нормам действующего законодательства и другими нарушениями и недостатками.
По итогам проведения экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой Республики Хакасия сформированы предложения, направленные на повышение эффективности управления и контроля реализации мероприятий по КРСТ, а также совершенствование работы в сфере возмещения населению стоимости изъятых у них восприимчивых сельскохозяйственных животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия рассмотрен на заседании коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия с участием депутатов Верховного Совета Республики Хакасия и представителя Прокуратуры Республики Хакасия.