Контрольно-счетная палата Курской области оценила уровень материальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обучающихся в учреждениях СПО Курской области
Курская область
09 января 2025 17:24
Теги:
Иное, Иное

В рамках экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата Курской области провела анализ мер социальной (материальной) поддержки, предоставляемых в 2022-2023 годах и за 9 месяцев 2024 года образовательными организациями среднего профессионального образования определенным категориям обучающихся, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты).
Согласно данным, представленным Министерством образования и науки Курской области, в период с 2022 по 2024 годы в учреждениях среднего профессионального образования Курской области (техникумы и колледжи) всех форм собственности ежегодно обучалось в среднем 750 детей-сирот (2,5% от общего количества обучающихся), основное количество которых (более 90%), обучается в государственных профессиональных образовательных учреждениях областного подчинения. Наибольшее количество детей-сирот в возрастной категории от 16 до 18 лет находится в приемных семьях либо под опекой (попечительством).
С учетом норм федерального и регионального законодательства материальное обеспечение студентов из числа детей-сирот, которые обучаются по очной форме в учреждениях СПО Курской области, имеющих государственную аккредитацию, составляет:
- обеспечение питанием (возможно предоставление денежной компенсации);
- обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем (возможно предоставление денежной компенсации);
- бесплатное проживание в общежитии (при наличии);
- государственная социальная стипендия (независимо от результатов успеваемости);
- денежная компенсация на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей (один раз в год);
- возмещение расходов, связанных с проездом на городском и пригородном транспорте (ежемесячно);
- возмещение расходов, связанных с проездом к месту жительства и обратно к месту учебы (один раз в календарный год);
- ежемесячные выплаты на личные расходы;
- единовременное денежное пособие при выпуске.
Отмечено, что размеры выплат, входящие в структуру мер социальной поддержки детей-сирот, обучающихся в учреждениях СПО Курской области, и установленные региональным законодательством в фиксированном размере (в том числе ежемесячная денежная выплата на бесплатный проезд, ежемесячная выплата на личные расходы, единовременное денежное пособие при выпуске) в проверяемом периоде не индексировались, а отдельные меры поддержи не повышались уже более 15 лет, например, единовременное денежное пособие при выпуске (не менее 500 рублей) не индексировалось с 2006 года, при этом, текущий уровень инфляции и рост цен в регионе требует принятия соответствующих мер по обеспечению индексации пособий и социальных выплат студентам из числа детей-сирот.
По итогам анализа локальных нормативных актов, принятых в учреждениях СПО Курской области в целях реализации мер социальной поддержки детей-сирот, установлено, что положениями о социальной защите обучающихся предусмотрены понятия «частичного» или «неполного» государственного обеспечения детей-сирот до 18 лет, в случае нахождения их под попечительством, либо в приемных семьях, которые исключают такие меры социальной поддержки детей-сирот, как обеспечение их одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, а также бесплатным питанием, при этом, ни федеральное ни региональное законодательство не предусматривает такого понятия как «частичное» или «неполное» государственное обеспечение, соответственно положения о социальной защите обучающихся большинства областных учреждений СПО, устанавливают по сути выборочное изменение объема прав обучающихся детей-сирот, то есть содержат коррупциогенный фактор.
Оценка эффективности материальной обеспеченности отдельных категорий студентов, обучающихся в учреждениях СПО Курской области, показала следующее:
- не всеми учреждениями СПО региона реализуется право студента, имеющего статус сироты, на первоочередное бесплатное получение места в общежитии, по причине отсутствия на балансе таких учреждений соответствующих жилых помещений;
- меры социальной поддержки студентов-сирот, находящихся в академических отпусках, в учреждениях СПО Курской области различаются, так как на региональном уровне не закреплены конкретные выплаты, которые необходимо направлять на обеспечение детей-сирот в академическом отпуске;
- органами исполнительной власти региона, в ведении которых находятся областные учреждения СПО Курской области, в нарушение Порядков определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели, утвержденных постановлениями Администрации Курской области, до подведомственных образовательных учреждений доводятся размеры денежных компенсаций детям-сиротам на приобретение мягкого инвентаря, одежды, обуви и питания, не подтвержденные соответствующими расчетами;
- отсутствие расчетов размера денежной компенсации на приобретение детьми-сиротами мягкого инвентаря, одежды и обуви с применением актуальных цен (т.е. средних потребительских цен на товары и услуги по Курской области за предшествующий год) фактически привело к значительной дифференциации соответствующих выплат в отношении детей-сирот, обучающихся в учреждениях СПО региона различной подведомственности (так, например, разница между денежной компенсацией, которую получали в 2022-2023 годах сироты, обучающиеся в учреждениях, подведомственных Министерству культуры Курской области и компенсацией, выплачиваемой в учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки Курской области составляла более 60-70 тыс. рублей), а также повлекло уменьшение объема данных выплат (в среднем на 25%), что не позволяет в полной мере обеспечить предоставление мер социальной поддержки указанной категории обучающихся, особо нуждающейся в помощи государства;
- размер социальной стипендии в областных учреждениях СПО, варьируется в диапазоне от 594 рублей до 1188 рублей, то есть в отдельных случаях разница достигает более 2-х раз, что свидетельствует о наличии значительной дифференциации ее размеров, а также об отсутствии единого подхода к формированию стипендиального фонда и финансированию учреждений СПО Курской области на данные цели;
- в учреждениях СПО Курской области нет единого подхода к расчету пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей: 14 учреждений рассчитывают размер ежегодного пособия исходя из минимально утвержденных нормативов социальной стипендии, остальные учреждения при расчете берут за основу самостоятельно утвержденный размер социальной стипендии.
В целом, анализ системы материального обеспечения детей-сирот, обучающихся в областных учреждениях, реализующих программы СПО за счет средств субъекта, показал, что в регионе реализована система полного государственного обеспечения детей-сирот, которая по сути обеспечивает минимальные (базовые) потребности указанной категории граждан:
- в среднем, в расчете на месяц, материальное обеспечение детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении, которые на момент обучения не имеют опекунов составляет 20,2 тыс. рублей, а детей-сирот, находящихся под опекой и проживающих в приемных семьях в возрасте до 18 лет, - 16,0 тыс. рублей, в возрасте от 18 до 23 лет – 21,2 тыс. рублей.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия, для устранения отмеченных недостатков и улучшения сложившейся ситуации, сформированы предложения Министерству социального обеспечения, материнства и детства Курской области, Министерства образования и науки Курской области, Министерства культуры Курской области, Министерства строительства Курской области и Министерства здравоохранения Курской области совместно с подведомственными им учреждениями СПО Курской области.