Контрольно-счетной палатой Курской области подведены итоги результативности мер государственной поддержки молодых инвалидов при их трудоустройстве в Курской области в 2020-2023 годах и истекшем периоде 2024 года
Курская область
09 января 2025 16:12
Теги:
Иное, Иное

Контрольно-счётной палатой Курской области проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка результативности мер государственной поддержки в 2020-2023 годах и истекшем периоде 2024 года молодых инвалидов при их трудоустройстве в Курской области в рамках государственной программы Курской области «Содействие занятости населения в Курской области», по результатам которого установлено следующее.
По состоянию на 1 октября 2024 года в Курской области проживало 47,3 тыс. граждан с инвалидностью трудоспособного возраста, из них 28,0 тыс. человек – III группы инвалидности. Однако их вовлеченность в трудовую деятельность остается на низком уровне: в проверяемом периоде почти две трети инвалидов трудоспособного возраста Курской области оставались не вовлеченными в трудовую деятельность. Особенно это касается инвалидов трудоспособного возраста с III группой инвалидности с наименее выраженными нарушениями здоровья – доля работающих инвалидов трудоспособного возраста III группы в общей численности инвалидов трудоспособного возраста III группы (или уровень их занятости) составила в 2020 году 46,7%, в 2021 году – 44,3%, в 2022 году – 44,6%, в 2023 году 46,2%, на 01.10.2024 – 46,0%.
На территории Курской области в рамках государственной программы Курской области «Содействие занятости населения в Курской области» в анализируемом периоде реализованы следующие мероприятия по повышению уровня занятости инвалидов молодого возраста:
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, психологическая поддержка молодых инвалидов на общую сумму 1 466,7 тыс. рублей;
- выплата стипендий в 2020-2021 годах (с оплатой комиссионного вознаграждения банку) в сумме 255,3 тыс. рублей;
- осуществление выплат материальной поддержки инвалидам молодого возраста на период их временного трудоустройства и финансовой помощи в качестве содействия началу осуществления предпринимательской деятельности в общей сумме 2 615,5 тыс. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение фактически произведенных затрат на оплату труда трудоустроенных инвалидов молодого возраста и оплату наставничества их наставникам при адаптации на рабочем месте в общей сумме 1 923,7 тыс. рублей.
В результате принятых в проверяемом периоде мер органами службы занятости населения Курская область по итогам 2023 года вошла в рейтинг субъектов Российской Федерации с максимальным уровнем занятости инвалидов (превышение среднероссийского показателя более чем на 7 процентных пунктов) – 34,4%.
Отмечается положительная динамика следующих показателей:
- доля численности трудоустроенных инвалидов молодого возраста в численности обратившихся в органы службы занятости Курской области за содействием в трудоустройстве – с 28,5% в 2020 году до 50,8% в 2023 году;
- доля молодых инвалидов, направленных на профессиональное обучение, в численности молодых инвалидов, признанных в установленном порядке безработными – с 10,9% в 2020 году до 57,8% в 2024 году;
- доля молодых инвалидов, получивших единовременную финансовую помощь, в численности молодых инвалидов, признанных в установленном порядке безработными – с 1,2% в 2020 году до 8,9% в 2024 году.
По результатам анализа итогов реализации мероприятий по организации сопровождения инвалидов молодого возраста при их трудоустройстве установлен ряд недостатков, в том числе:
- действующий до 01.02.2024 Порядок финансирования и расходования средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по организации сопровождения инвалидов молодого возраста при их трудоустройстве (Порядок от 29.08.2017 № 671-па), содержал положение о зависимости суммы выплаты инвалидам материальной поддержки на период временного трудоустройства от количества отработанных календарных дней в месяц (а не фактически отработанного времени), противоречащее ТК РФ, стандарту деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации временного трудоустройства безработных граждан и приводящее к необоснованному уменьшению или увеличению сумм выплат.
Действующая на момент проверки редакция данного Порядка содержит нормы, обязывающие центр занятости населения осуществлять выплаты единовременной финансовой помощи молодым инвалидам и материальной поддержки при их временном трудоустройстве (по виду расходов, не предполагающему заключение договоров /контрактов) в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
- положение приказа комитета по труду и занятости населения Курской области, устанавливающая включение периода временной нетрудоспособности гражданина в расчет фактически отработанного времени в месяц (что может привести к необоснованному увеличению размера материальной поддержки), противоречит нормам, установленным Порядком от 29.08.2017 № 671-па;
- отнесение на ненадлежащий подраздел бюджетной классификации расходов РФ расходов центров занятости населения на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования молодых инвалидов;
- признаки неэффективного использования средств областного бюджета на медицинское освидетельствование молодого инвалида для прохождения профессионального обучения, который не завершил обучение;
- установлены случаи некорректного расчета сумм материальной поддержки молодых инвалидов в 2020-2023 годах, а также переплат субсидии на возмещение фактически произведенных затрат на оплату труда трудоустроенных инвалидов молодого возраста и наставничества их наставникам при адаптации на рабочем месте;
- недостаточность мер поддержки молодых инвалидов в виде оказания материальной помощи при временном трудоустройстве: 30,3% временно трудоустроенных инвалидов молодого возраста по итогам 2020-2023 годов материальная поддержка не оказана;
- заключенные в 2021 году и 2024 году соглашения с работодателями на возмещение затрат на оплату труда трудоустроенных инвалидов молодого возраста и оплату наставничества имели ряд недостатков в части несоблюдения формы и отсутствия отдельных обязательств сторон;
- отчеты о достижении значения результатов предоставления субсидии на возмещение затрат на оплату труда трудоустроенных инвалидов молодого возраста и оплату наставничества в 2024 году работодателями не предоставлялись и прочие.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия разработаны предложения Министерству по труду и занятости Курской области и ОКУ «ЦЗН Курской области», в адрес Министерства по труду и занятости Курской области направлено информационное письмо.
Отчет по итогам проведения экспертно-аналитического мероприятия направлен Врио Губернатора Курской области, Председателю Курской областной Думы.