Экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка эффективности мер социальной поддержки многодетных семей, реализуемых на территории Амурской области в 2021-2023 годах»
Амурская область
24 декабря 2024 11:02
Теги:
Пресс-релиз, Новость

Контрольно-счетной палатой Амурской области проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка эффективности мер социальной поддержки многодетных семей, реализуемых на территории Амурской области в 2021-2023 годах».
Целью экспертно-аналитического мероприятия являлась оценка эффективности мер социальной поддержки многодетных семей, реализуемых на территории Амурской области.
Объекты экспертно-аналитического мероприятия - министерство социальной защиты населения Амурской области, министерство образования Амурской области.
При проведении экспертно-аналитического мероприятия рассматривались 10 мер социальной поддержки многодетных семей.
Рассматриваемые меры государственной поддержки многодетных семей, предоставлялись при реализации мероприятий трех государственных программ Амурской области - «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области», «Развитие образования Амурской области», «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области».
Основной объем расходов областного бюджета на предоставление рассматриваемых мер социальной поддержки многодетных семей осуществлялся в рамках реализации подпрограммы «Социальная поддержка семьи и детей в Амурской области» государственной программы Амурской области «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области».
Из десяти мер социальной поддержки девять мер социальной поддержки многодетных семей реализуются министерством социальной защиты населения Амурской области, одна мера социальной поддержки - бесплатное питание один раз в день для обучающихся (с 2023 года) – министерством образования и науки Амурской области.
По итогам проведения экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее:
1. Недостатки нормативного правового регулирования в нормативных правовых актах Амурской области, регламентирующих осуществление социальной поддержки в отношении многодетных семей в Амурской области.
2. Из 10 рассматриваемых мер социальной поддержки многодетных семей ежегодной индексации на индекс роста потребительских цен подлежат две меры социальной поддержки многодетных семей.
3. Анализ выделения и использования средств областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки многодетных семей за 2021-2023 годы показал следующее.
3.1. Исполнение расходов на реализацию мер социальной поддержки населения, в основном, составлял более 95,0% плановых назначений. Расходы по отдельным мерам социальной поддержки многодетных семей исполнены в полном объеме (100,0% плановых назначений). Вместе с тем, в 2021 году по трем мерам социальной поддержки, в 2022 году по одной мере социальной поддержки уровень исполнения составлял менее 95,0%.
3.2. Освоение бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мер социальной поддержки многодетных семей на уровне более 95,0% свидетельствует о востребованности мер для многодетных семей.
3.3. При недовыполнении плановых назначений по расходам, предусмотренным на оказание мер социальной поддержки многодетных семей, рассматриваемые меры социальной поддержки многодетных семей за анализируемый период предоставлены всем обратившимся получателям из многодетных семей, что свидетельствует о достаточности бюджетных средств в анализируемом периоде для оказания мер социальной поддержки многодетных семей. Недовыполнение мероприятий объясняется заявительным характером предоставления всех выплат, а также несвоевременной корректировкой по отдельным мерам социальной поддержки плановых назначений, предусмотренных на оказание мер социальной поддержки с учетом количества обратившихся получателей.
3.4. При анализе индикаторов реализации мер социальной поддержки многодетных семей установлено:
- некорректное установление показателей результативности по мероприятиям государственных программ, предусмотренных на оказание мер социальной поддержки многодетных семей (2023 год), а также отсутствие установленного показателя результативности при наличии бюджетных ассигнований на мероприятие государственной программы (2022 год);
- по отдельным мероприятиям государственных программ сомнение в достоверности показателей, отраженных в сводном годовом докладе о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Амурской области за 2023 год.
3.5. Анализом количества получателей мер социальной поддержки многодетных семей установлено:
- по всем рассматриваемым мерам социальной поддержки многодетных семей за анализируемый период стабильной динамики увеличения количества получателей, имеющих право на оказание мер социальной поддержки, не наблюдается;
- по отдельным мерам социальной поддержки за анализируемый период наблюдется ежегодное снижение количества получателей, имеющих право на оказание мер социальной поддержки;
- наибольшая востребованность у многодетных семей, из десяти рассматриваемых мер социальной поддержки, наблюдается по 5 мерам социальной поддержки;
- по отдельным мерам социальной поддержки многодетных семей количество получателей, имеющих право на оказание мер социальной поддержки значительно больше, чем количество обратившихся за мерами социальной поддержки. То есть, актуальным остается вопрос охвата наибольшего количества многодетных семей (членов многодетных семей), имеющих право на оказание мер социальной поддержки;
- отсутствие, начиная с 2023 года учета детей из многодетных семей, получающих бесплатное питание, что создает риски некорректного расчета потребности в бюджетных ассигнованиях по данной мере социальной поддержки многодетных семей.
4. Отмечена позитивная динамика следующих показателей:
- повышение показателя суммарной рождаемости;
- повышение доли рождений детей третьей и последующей очередности в общем числе родившихся;
- динамика роста многодетных семей;
- тенденция к снижению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.
Анализ указанных выше показателей позволяет сделать вывод об эффективности комплекса мер поддержки многодетных семей.
Вместе с тем, отмечена негативная динамика:
- количественные показатели численности населения Амурской области ежегодно имеют динамику к снижению;
- процесс демографического старения населения в Амурской области в большей степени характерен для женщин;
- сохраняется тенденция к снижению рождаемости (число родившихся детей).
5. Анализ эффективности реализации мер социальной многодетных семей в Амурской области за 2021-2023 годы показал позитивное влияние комплекса мер поддержки на улучшение качества жизни многодетных семей, однако к изменению негативной динамики рождаемости (число родившихся детей), численности населения Амурской области за анализируемый период не привел.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия в адрес министерства социальной защиты населения Амурской области, министерства образования и науки Амурской области направлено заключение с предложениями. Заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлено Губернатору Амурской области, в Законодательное Собрание Амурской области.