Текст

Цвет

Изображения

Обычная версия


Счетной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проведено экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации полномочия автономного округа по предоставлению меры социальной поддержки отдельных категорий граждан"

Счетной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  проведено экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации полномочия автономного округа по предоставлению меры социальной поддержки отдельных категорий граждан"

В соответствии с пунктом 9 раздела II Плана работы Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Счетная палата, автономный округ) на 2023 год, утвержденного решением Коллегии Счетной палаты от 29.12.2022, проведено экспертно-аналитическое мероприятие "Анализ реализации полномочия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по предоставлению меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов за счет средств бюджета автономного округа" за период 2022 год, 9 месяцев 2023 года.

Результаты экспертно-аналитического мероприятия:

В соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации, закрепленными Законом № 414-ФЗ[1], во исполнение пункта 2 статьи 78 Устава автономного округа[2], согласно которому граждане, проживающие в автономном округе, получают меры социальной поддержки, в том числе установленные законами автономного округа, положениями Закона автономного округа № 115-оз[3] определены 20 категорий граждан, которым за счет средств бюджета автономного округа предоставляется мера социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов за счет средств бюджета автономного округа (далее – бесплатное зубопротезирование).

Предоставление гражданам и финансирование за счет средств бюджета автономного округа бесплатного зубопротезирования осуществляется в соответствии с Порядком льготного зубопротезирования № 498-п[4].

Приказами Депздрава Югры[5] 2022 и 2023 годы утверждены перечни медицинских организаций, подведомственных Депздраву Югры, в количестве 27 и 26 единиц соответственно, осуществляющих в рамках утвержденных государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) предоставление бесплатного зубопротезирования гражданам автономного округа при выполнении государственной работы "Изготовление, ремонт и установка зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов") (далее – Медицинские организации, государственные задания, Государственная работа).

В течение 2022 года и 9 месяцев 2023 года меры социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию предоставлены, соответственно 20 470 и 14 813 гражданам автономного округа на общую сумму 558 111,3 и 430 176,3 тыс. рублей, в том числе: в виде изготовления зубных протезов – 20 019 гражданам; в виде ремонта зубных протезов – 15 264 гражданам, что составило соответственно 56,7 % и 43,3 % от общего числа получателей меры социальной поддержки.

В ходе анализа положений нормативных правовых актов, регламентирующих условия предоставления бесплатного зубопротезирования, установлено следующее.

1) согласно Порядку льготного зубопротезирования № 498-п право на получение бесплатного зубопротезирования всеми категориями граждан– получателями данной меры социальной поддержки (за исключением двух категорий граждан) подтверждается документами (удостоверениями) установленной формы, свидетельствующими о принадлежности граждан к определенной льготной категории. В части двух категорий граждан, относящихся к Одиноким гражданам[6] и Гражданам, проживающим в семьях[7], принадлежность к получателям данной меры социальной поддержки определяется исходя из критериев, установленных для них Законом автономного округа № 115-оз и Порядком льготного зубопротезирования № 498-п, содержащих термины, не имеющие общепризнанного единого толкования, позволяющего однозначно идентифицировать принадлежность граждан к данным категориям;

2) положения Порядка льготного зубопротезирования № 498-п и Приказа проверки сведений № 283/56/228-р[8], регулирующие механизм осуществления проверки представленных Одинокими гражданами и Гражданами, проживающими в семьях, сведений об одиноком проживании или проживании в семье, состоящей из неработающих граждан (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), один из которых или оба не относятся к льготным категориям, содержат неопределенные (противоречащие друг другу) требования, а также неурегулированные действия при проведении данной проверки;

3) осуществление (применение) отдельных действий (категорий, понятий), в процессе организации предоставления меры социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию не урегулировано нормативными правовыми актами, в результате чего:

- Медицинскими организациями осуществляется деятельность по принятию решения об имеющемся у Одиноких граждан и Граждан, проживающих в семьях, праве на предоставление меры социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию при отсутствии у Депздрава Югры соответствующих полномочий;

- отсутствует правовое регулирование отдельных действий (этапов) в рамках организации предоставления бесплатного зубопротезирования (в том числе неутверждение соответствующего административного регламента), в связи с чем информация о данной мере социальной поддержки не вносится в предусмотренные требованиям Закона автономного округа № 115-оз информационные системы;

- не обеспечивается в полной мере открытость, прозрачность и доступность предоставления бесплатного зубопротезирования, что обусловлено, в том числе, отсутствием возможности получения Одинокими гражданами и Гражданами, проживающими в семьях, решения об имеющемся у них праве на получение данной меры социальной поддержки в электронной форме в рамках реализации административного регламента.

Средняя стоимость услуг по бесплатному зубопротезированию за 2022 год и за 9 месяцев 2023 года составила 27,3 тыс. рублей и 29,0 тыс. рублей соответственно, при этом, наибольшая средняя стоимость оказанных услуг (33,7 тыс. рублей за 2022 год и 35,4 тыс. рублей за 9 месяцев 2023 года соответственно) приходится на категорию Одиноких граждан и Граждан, проживающих в семьях, численность которых составила 24,8 % (2022 год) и 27,3 % (9 месяцев 2023 года) от общей численности получателей мер социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию.

Бюджетные ассигнования на реализацию мер социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию на 2022 и на 2023 годы утверждены Законами о бюджете автономного округа на 2022, 2023 годы в сумме 565 902,2 тыс. рублей и 601 401,6 тыс. рублей соответственно и предоставлены Медицинским учреждениям в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в части Государственной работы (далее – Субсидия).

В ходе анализа формирования и исполнения бюджетных ассигнований, выделенных из бюджета автономного округа на предоставление гражданам бесплатного зубопротезирования, а также механизма его финансового обеспечения, установлено следующее.

1) в течение анализируемого периода предоставление гражданам бесплатного зубопротезирования осуществлялось Медицинскими организациями в рамках приносящей доход деятельности (в штатных расписаниях организаций штатные единицы, осуществляющие зубопротезирование в рамках деятельности по исполнению государственного задания, отсутствуют) с последующим возмещением расходов за счет средств Субсидии путем оплаты актов об оказании медицинских услуг по бесплатному зубопротезированию, где заказчиком и исполнителем являлись, соответственно руководитель и медицинские работники (заведующие ортопедического отделения, врачи стоматологи-ортопеды) данной Медицинской организации (далее – Акты)[9], что свидетельствует об:

- утверждении Медицинским организациям объемов Государственной работы и предоставлении им Субсидии при неспособности Медицинских организаций ее выполнения в связи с отсутствием в их штатных расписаниях в рамках деятельности по исполнению государственного задания, штатных единиц, занимающихся оказанием соответствующих медицинских услуг;

- расходовании средств Субсидии Медицинскими организациями при несоблюдении ими положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил предоставления платных медицинских услуг[10], определяющих понятие договора (в том числе договора по предоставлению платных медицинских услуг на возмездной основе) – как соглашения двух или нескольких лиц;

- не соблюдении Медицинскими организациями процедур по осуществлению закупок (в том числе в рамках закупок у единственного поставщика), установленных Законами № 44-ФЗ[11] и № 223-ФЗ[12] при осуществлении оплаты Актов за счет средств Субсидии;

2) предоставление гражданам автономного округа меры социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию в различных Медицинских организациях осуществляется исходя из тарифов, формируемых в рамках действия нормативных правовых актов, регулирующих предоставление платных услуг, в результате чего:

- предоставлении меры социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию в Медицинских организациях автономного округа осуществляется по различным тарифам, сформированным и утвержденным данными организациями самостоятельно;

- допускается излишнее расходование средств бюджета автономного округа в части оплаты Актов, сформированных по тарифам, рассчитанным Медицинскими организациями с учетом рентабельности в размере до 20 %.

По результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия директору Депздрава Югры направлены предложения по устранению выявленных нарушений, недочетов и недостатков.



[1] Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

[2] Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.04.1995 № 4-оз (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 26.04.1995).

[3] Закон автономного округа от 07.11.2006 № 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее – Закон автономного округа № 115-оз).

[4] Постановление Правительства автономного округа от 30.12.2004 № 498-п "О порядке предоставления и финансирования меры социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" (далее – Порядок льготного зубопротезирования № 498-п).

[5] Департамент здравоохранения автономного округа (далее – Депздрав Югры).

[6] Неработающие одинокие граждане (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), не относящиеся к льготным категориям (далее – Одинокие граждане).

[7] Граждане, проживающие в семьях, состоящих из неработающих граждан (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), один из которых либо оба не относятся к льготным категориям (далее - Граждане, проживающие в семьях).

[8] Приказ Департамента здравоохранения автономного округа (далее - Депзздрав Югры), Департамента информационных технологий и цифрового развития автономного округа и Департамента социального развития автономного округа "О проведении поверки сведений об одиноком проживании или проживании в семье, состоящих из неработающих граждан, один из которых либо оба не относятся к льготным категориям, предоставляемых гражданами в целях получения меры социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" от 15.03.2019 № 283/56/228-р с изменениями от 27.06.2019 (далее - Приказ проверки сведений № 283/56/228-р).

[9] При подготовке, подписании и оплате Актов Медицинскими организациями фактически заключались и исполнялись в простой письменной форме договоры по оказанию медицинских услуг по бесплатному зубопротезированию, сторонами которых являлось одно и то же лицо.

[10] Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2023 № 736.

[11] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

[12] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Наверх
Вниз