Текст

Цвет

Изображения

Обычная версия


Счетной палатой Чукотского АО подведены итоги КМ «Проверка использования бюджетных средств, направленных на реализацию РП«Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Чукотском АО» в декабре 2021 года и 2022-2023 годах»

Счетной палатой Чукотского АО подведены итоги КМ «Проверка использования бюджетных средств, направленных на реализацию РП«Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Чукотском АО» в декабре 2021 года и 2022-2023 годах»

Счетной палатой Чукотского автономного округа подведены результаты контрольного мероприятия по проверке использования бюджетных средств, направленных на реализацию регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Чукотском автономном округе» в декабре 2021 года и 2022-2023 годах, проведенного в соответствии с Планом работы Счетной палаты Чукотского автономного округа на 2024 год, утвержденного решением Коллегии Счетной палаты Чукотского автономного округа.
Объектами контрольного мероприятия являлись: Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа; Администрации муниципальных образований: Анадырского и Билибинского районов, Провиденского городского округа, сельских поселений Лаврентия, Уэлен и Нешкан.
Реализация Регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Чукотском автономном округе» (далее – Региональный проект) предусматривает расселение к концу 2023 года непригодного для проживания жилищного фонда Чукотского автономного округа общей площадью 9,89 тыс. кв. м и количество расселенных граждан – 0,54 тыс. человек (нарастающим итогом).
В реестр аварийного жилищного фонда Чукотского автономного округа (признанных аварийными до 1 января 2017 года) включены 73 многоквартирных дома общей площадью 13 927,6 кв. м, численность граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, составляет 921 человек.
Объем средств на реализацию мероприятий Регионального проекта в 2021-2023 годах составляет 2 410,1 млн. рублей с использованием средств Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с декабря 2022 года Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» ), окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Региональный проект реализуется в рамках мероприятия подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» Государственной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Чукотском автономном округе», утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 29 марта 2019 года №170 (далее – Государственная программа) .
Использование бюджетных средств и средств Фонда ЖКХ/РТ осуществлялось посредством предоставления их в форме субсидий шести муниципальным образованиям Чукотского автономного округа (Анадырский и Билибинский районы, Провиденский городской округ, сельские поселения Лаврентия, Уэлен и Нешкан) на общую сумму 1 323,0 млн. рублей.
Основной способ реализации мероприятий Регионального проекта муниципальными образованиями – это приобретение жилых помещений у застройщиков (91,4% от суммы заключенных контрактов, действующих в проверяемом периоде).
Реализация мероприятий Регионального проекта осуществлялась в рамках 19 контрактов на общую сумму 2 393,1 млн. рублей, по условиям которых предусмотрено приобретение 212 жилых помещений общей площадью 10 501,8 квадратных метров.
Администрациями муниципальных образований – получателями средств субсидий, заключены 10 муниципальных контрактов на сумму 2 109,4 млн. рублей на приобретение жилых помещений у застройщиков, строительство которых на момент заключения контрактов не начато. Расходование средств Фонда ЖКХ/РТ на выкуп жилых помещений, строительство которых не начиналось, противоречит требованиям Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В преобладающем большинстве случаев Администрациями муниципальных образований разрешения на строительство на момент заключения муниципальных контрактов не выданы застройщику. Как правило, разрешения на строительство выдаются спустя 1 – 1,5 года с момента заключения контракта. В результате чего, заказчиками фактически финансируются договоры строительного подряда, что не соответствует предмету заключенных контрактов на приобретение жилых помещений в построенных домах или в домах, строительство в которых начато, но не завершено.
Проведенный анализ стоимости одного квадратного метра жилья при заключении муниципального контракта (внесении изменений в контракты) в Чукотском автономном округе со средней рыночной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, утверждаемого Минстроем РФ для расчета средств на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета, показал наличие дисбаланса стоимости одного квадратного жилья (превышение цены жилья составляет от 190% до 330% от установленной Минстроем РФ стоимости одного квадратного метра).
Отсутствие в муниципальных образованиях необходимого рынка жилья и конкуренции среди застройщиков (подрядчиков) влечет удорожание приобретаемого жилья, что в свою очередь, ведет к превышению норматива стоимости одного квадратного метра приобретаемого жилья, установленного Минстроем РФ, и дополнительным расходам окружного и местных бюджетов, так как превышение норматива не финансируется Фондом РТ.
Значительный рост стоимости квадратного метра свидетельствует о наличии риска невыполнения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Чукотском автономном округе (или в отдельном районе), предусмотренных Региональным проектом, поскольку потребует дополнительного финансирования или определения иного способа реализации указанных мероприятий.
Анализ разрешительных документов на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства (жилых домов) показал, что 27-квартирный жилой дом в с. Усть-Белая Анадырского района построен за 17 календарных дней, 8-квартирный жилой дом в с. Нешкан Чукотского района построен за 1,5 месяца, 12-квартирный жилой дом в с. Снежное Анадырского района построен за 3,5 месяца. По контракту на приобретение 24-х жилых помещений в с. Снежное Анадырского района, действующего уже свыше трех лет, разрешение на строительство по состоянию на 1 января 2024 года не выдано. Данные факты свидетельствуют о том, что строительство домов за такие короткие сроки не может быть осуществлено и вероятнее всего, что строительство осуществляется без выдачи разрешений на строительство, что содержит признаки административных правонарушений за нарушение установленного порядка строительства объекта капитального строительства.
По состоянию на 1 января 2024 года исполнение Регионального проекта составило 675,6 млн. рублей (с учетом средств местного бюджета).
В результате приобретено 82 квартиры общей площадью 4 195,0 кв. м, в том числе: 28 квартир общей площадью 1 177,1 кв. м (с. Лаврентия), 26 квартир общей площадью 1 503,7 кв. м (с. Усть-Белая), 16 квартир общей площадью 911,6 кв. м (с. Уэлен), 12 квартир общей площадью 602,7 кв. м (с. Снежное). Приобретенные жилые помещения предоставлены 229 гражданам по договорам социального найма, договорам мены и найма служебного помещения.
Выявлены факты нарушения требований действующего законодательства в сфере бюджетных правоотношений и осуществления закупок для нужд муниципальных образований. Так, в ходе исполнения муниципальных контрактов выявлены нарушения застройщиками обязательств, предусмотренных условиями муниципальных контрактов, и несоблюдения ими требований технических заданий, предъявляемых к приобретаемым жилым помещениям; нарушения сроков сдачи жилых помещений застройщиками; отсутствие надлежащего обеспечения исполнения контрактов; неправомерное продление сроков исполнения обязательств; необоснованное превышение предельного уровня авансирования застройщиков; непринятие мер по согласованию новых условий муниципального контракта в связи с уменьшением ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящие к невозможности исполнения принятых обязательств и др.
В 2021-2023 годах фактически из аварийного жилого фонда общей площадью 3 818,0 квадратных метров расселено 229 граждан, что не соответствует отчетным данным, размещенным ответственным исполнителем о ходе реализации Регионального проекта за 2021-2023 годы в информационной системе «Электронный бюджет» (6 990,0 кв. м и 454 человека соответственно).
Отражение Департаментом промышленности в показателях достижения значений результатов Регионального проекта с учетом достижения значений в рамках осуществления мероприятий по переселению из аварийного жилищного фонда за счет реализации других государственных программ Чукотского автономного округа некорректно.
Методика расчета значений целевых показателей Регионального проекта не утверждена, что приводит к отсутствию прозрачной системы расчета установленных показателей и включения в систему расчета значений, не связанных с Региональным проектом.
Этапы Регионального проекта (2021-2022 годов и 2022-2023 годов) осуществлялись и (или) осуществляются с нарушением установленных сроков реализации. Мероприятия по расселению граждан из аварийного жилья продолжаются.
В 2024 году действуют и должны быть исполнены 16 муниципальных контрактов, условиями которых предусмотрено приобретение 130 жилых помещений (квартир) общей площадью 6 400,9 кв. м на общую сумму 1 717,6 млн. рублей.
Отчет о результатах контрольного мероприятия утвержден Решением Коллегии Счетной палаты Чукотского автономного округа и направлен в Думу Чукотского автономного округа, Губернатору Чукотского автономного округа и Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа.
Также, Коллегией приняты решения о направлении:
- представлений Счетной палаты Чукотского автономного округа Администрациям муниципальных образований сельских поселений Лаврентия и Уэлен об устранении выявленных недостатков и нарушений действующего законодательства;
- рекомендаций Правительству Чукотского автономного округа по реализации мероприятий Регионального проекта и достижению показателей Регионального проекта;
- информационного письма Администрации муниципального образования сельское поселение Нешкан с целью осуществления контроля при исполнении муниципального контракта по приобретению жилых помещений;
- в адрес Прокуратуры Чукотского автономного округа материалов проверки для принятия мер реагирования в рамках предоставленных полномочий по фактам выявленных нарушений и возможным коррупционным правонарушениям.

Наверх
Вниз