Текст

Цвет

Изображения

Обычная версия


Информация об основных итогах контрольного мероприятия «Повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Республики Калмыкия» в 2019-2020 годах»

Информация об основных итогах контрольного мероприятия «Повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Республики Калмыкия» в 2019-2020 годах»

В соответствии с п.1.3 Плана работы на 2021 год, утвержденного приказом Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия от 29.12.2020 № 29-с (с изменениями от 03.03.2021 №5/1-с, 09.04.2021 №13-с, 23.06.2021 №19-с) проведена проверка законности и результативности использования субсидий, выделенных из республиканского бюджета в рамках реализации подпрограммы «Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и ликвидация аварийных многоквартирных домов» (далее – Подпрограмма) государственной программы Республики Калмыкия «Повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Республики Калмыкия» (далее – Госпрограмма) в 2019-2020 годах, по результатам которой выявлены следующие нарушения и недостатки.

1. В части реализации Региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия, на 2014 - 2044 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2013 № 605 (далее - региональная программа капремонта, РПКР).

1.1. Анализ показал, что региональная программа капремонта, реализация которой идет с 2014 года, со своей задачей в полной мере не справляется.
Несмотря на то, что капитальный ремонт общего имущества МКД направлен в том числе на недопущение роста ветхого и аварийного жилищного фонда на территории республики, согласно данным статистики отмечается увеличение объемов жилого фонда, имеющего износ свыше 70%. Таким образом, реализация РПКР не привела к общему улучшению состояния жилищного фонда в республике, что обусловлено низкими показателями темпов включения работ (услуг) в краткосрочный план реализации региональной программы по капремонту работ (услуг), предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ.

1.2. Ожидаемые конечные результаты РПКР «количество МКД, в которых проведены первоочередные виды работ по капитальному ремонту» и «общая площадь МКД, в которых проведены виды работ по капремонту», показатель Госпрограммы «доля МКД, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества, от общего количества МКД, включенных в программу капремонта», а также отсутствие методики их расчета не позволяют оценить достижение установленных целей и решение поставленных задач, что указывает на несоблюдение положений п.46, п.49 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2015 г. № 105.

1.3. Отсутствие должного технического учета жилищного фонда приводит к представлению органами местного самоуправления недостоверных данных о состоянии МКД, что, в свою очередь, сказывается на качестве формирования РПКР. Так, установлены факты включения в РПКР 2 МКД (г.Элиста, 4 мкр, д.12 и п.Яшкуль, ул.Ленина, д.55) ремонт которых экономически нецелесообразен. Объем израсходованных средств из «общего котла» составил всего 400,2 тыс. рублей, в том числе на СМР – 213,5 тыс. рублей (г.Элиста, 4 мкр, д.12). 

1.4 В проверяемом периоде мероприятия по определению класса энергетической эффективности многоквартирных домов не проводились. 

1.5. Согласно Краткосрочному плану проведение строительно-монтажных работ по замене кровли в 2019 и 2020 годах планировалось осуществить с учетом мер государственной и муниципальной поддержки, из которой доля республиканского бюджета составляла - 8,9 и 14,2%, местного бюджета - 13,7 и 8,7 %, «общий котел» - 77,4 и 77,1% соответственно. В результате неисполнения (несвоевременного исполнения) государственной и муниципальной поддержки оплата расходов по капитальному ремонту была осуществлена за счет средств собственников помещений, т.е. «общего котла» на 90,8% вместо 77,4%, в 2020 году на 98,1% вместо предусмотренных Краткосрочным планом 77,1%. 

1.6. Краткосрочные планы капитального ремонта на 2019 и 2020 годы обеспечены финансированием на уровне 73,5% и 50,7% соответственно, что указывает на риски образования дефицита средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального взноса. 

1.7. Анализ показал, что Министерством как координатором региональной программы капремонта МКД не обеспечено взаимодействие с региональным оператором для принятия достаточных мер в целях формирования фонда капитального ремонта в том числе:
- за счет процентов за пользование денежными средствами по 28 спецсчетам, открытым в ПАО «Сбербанк»;
- по итогам претензионной работы (задолженность по уплате взносов имеет тенденцию роста: с 2019 года возросла на 20 920,0 тыс. рублей и по состоянию на 01.01.2021г. составила 143 720,0 тыс. рублей);
- в результате изменения способа формирования капитального ремонта МКД, в которых размер фактических поступлений взносов собственников помещений составляет менее 50% от размера начисленных взносов на капитальный ремонт.

1.8. Министерством как государственным заказчиком региональной программы капремонта МКД контроль за ее реализацией в полном объеме не обеспечен.
Так, по результатам выборочной проверки по объектам, предусмотренным Краткосрочным планом, установлены следующие нарушения:
- несвоевременность завершения работ (в 2020 году на 4 объектах, расположенных по адресу: г.Элиста, 3 микр., д.10, г.Элиста 3 микр., д.23, г. Лагань, ул. Баташова, д.10, г.Лагань, микрорайон, д.49);
- нарушаются сроки сдачи выполненных работ по разработке ПСД, установленные договором (ООО «Конструктив» - по 19 договорам);
- приемка выполненных подрядчиками работ осуществлена позже установленного договором срока по 14 из 19 МКД, предусмотренных Краткосрочным планом 2020 г. (ИП Малунов - 4, ООО «ИнтерСтрой» - 4, ООО «Грэйд» - 2, ООО «Винклер» - 1, ООО «СтройЮг» - 1, ООО «ФаворитСтройСервис» - 1, ООО «Стройкомплект» -1);
- дополнительные работы выполнены и приняты в отсутствие заключения госэкспертизы при ремонте 22 МКД;
- при осуществлении строительного контроля в 2020 г. по 15 из 19 объектов акты приемки подписаны позже установленного срока (ООО «Патриот» - 8, ООО «Технопроект» - 4, КП РК Дирекция «Стройзаказчик» - 3).
Досудебные претензии по факту просрочки исполнения обязательств в адрес подрядных организаций направлены в период проведения проверки.

Кроме того, Палата считает необходимым отметить следующее.
Ремонт кровли многоквартирных домов осуществляется посредством переустройства крыши невентилируемой (плоской) на вентилируемую (чердачную). В результате меняются исходные данные и характеристики многоквартирного дома, а именно увеличивается высота, площадь и объем здания (изменение технико-экономических показателей), появляется чердачное пространство в здании (изменение объемно-планировочных показателей), в т.ч. существенно возрастает нагрузка на несущие конструкции.
Исходя из положений Градостроительного кодекса РФ, вышеназванные работы относятся к реконструкции здания. Выполнение работ в МКД в отсутствие государственного строительного надзора указывает на признаки нарушений части 5 статьи 52 и статьи 54 Градостроительного кодекса РФ.

2. В части реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Республики Калмыкия, из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2023 гг.», утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 01.04.2019 №94 (далее - РАП переселения).

2.1. Проведенный анализ хода реализации РАП переселения показал наличие рисков необеспечения ее завершения ускоренными темпами, что обусловлено низкой организационной подготовкой муниципальных программ и фактическим состоянием местных бюджетов республики, характеризующихся дотационностью и в ряде случаев высокой долговой нагрузкой. 

2.2. Обоснование планируемых способов реализации программы, оценка экономической эффективности каждого из способов переселения на 2019-2020 годы, а также прогнозные расчеты объема ресурсного обеспечения реализации программы отсутствуют. 

2.3. Аварийный жилищный фонд в Элистинском городском округе, признанный аварийным до 1 января 2017 года, составляет 64,6% от общей площади аварийного жилищного фонда республики. Реализация мероприятий РАП в указанном муниципальном образовании запланирована до 2023 года. Анализ показал, что на момент проверки на 2019-2020 годы Муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и энергосбережение в городе Элисте на 2019 - 2024 годы» и Государственная программа Республики Калмыкия «Повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Республики Калмыкия» по целевым показателям (индикаторам) не сбалансированы. 

Кроме того, на начало проверки, в положениях Госпрограммы и в паспорте соответствующего регионального проекта, разрабатываемых Министерством, не обеспечена реализация принципа сбалансированности системы стратегического планирования, предусмотренного п.5 ст. 7 Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», ст.4 Закона Республики Калмыкия от 14.05.2015 г. №113-V-З «О стратегическом планировании в Республике Калмыкия» и закрепляющего необходимость достижения согласованности и сбалансированности целевых показателей, финансовых ресурсов документов стратегического планирования.
Таким образом, полномочия Министерства, определенные ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в части планирования соответствующих расходов бюджета, исполнены не на должном уровне.

2.4. Обязательство, предусмотренное п.2.2.5.1 Договора о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Фонда реформирования ЖКХ от 23.05.2019 №44/ПС, республикой не выполнено: по состоянию на 31.12.2019 г. планировалось обеспечить расселение не менее 90% общей площади аварийного жилищного фонда предусмотренной к расселению этапом 2019-2020, по факту обеспечено обеспечено расселение 37,2% общей площади аварийного жилищного фонда.

2.5. Министерством не осуществлялся должный контроль за реализацией РАП по переселению.
Фактические сроки проведения мероприятий по переселению граждан отклоняются от установленных графиками плановых сроков. Так, контракт на строительство дома в г. Элиста по ул. Некрасова, 33 заключен с опозданием на 17 дней, разрешение на строительство дома - на 18 дней, введение дома в эксплуатацию - на 25 дней. 

При этом проверкой установлено, что обязательства, исполненные путем заключения договоров и контрактов, приняты с отклонениями от рекомендуемого перечня характеристик проектируемых (строящихся) жилых помещений для предоставления гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, что указывает на нарушение приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 31.01.2019 №65/пр. Так, например, отдельные требования СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в проектной документации по объекту «26-ти квартирный 3-х этажный жилой дом по ул.Некрасова в г.Элисте РК» учтены не в полном объеме и соответственно не предусмотрены сметной документацией, что нашло отражение в акте итоговой проверки органа, осуществляющего государственный строительный надзор от 30.12.2020 №241. Между тем, на проектную документацию и результаты инженерных изысканий по вышеуказанному объекту имеется положительное заключение государственной экспертизы от 16.04.2020 г.
Для устранения выявленных нарушений и недостатков в адрес ВРИО Министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия внесено представление.
Результаты контрольного мероприятия для правовой оценки направлены в прокуратуру Республики Калмыкия.