Текст

Цвет

Изображения

Обычная версия


КСП Коми проверила использование субсидий, предоставленных АНО «Стратегическое взаимодействие» на развитие центров экономического роста

КСП Коми проверила использование субсидий, предоставленных  АНО «Стратегическое взаимодействие» на развитие центров экономического роста

КСП Коми проверку использования субсидий, предоставленных из республиканского бюджета в 2022-2024 годах Автономной некоммерческой организации «Стратегическое взаимодействие по экономическому и социальному развитию Республики Коми» (далее - АНО «Стратегическое взаимодействие», Организация) на реализацию отдельных мероприятий Плана социального развития центров экономического роста Республики Коми[1].

Указанным Планом в 2022–2024 годах предусмотрена реализация 30 мероприятий на общую сумму 1,2 млрд рублей. Более половины (57,6%) всех расходов Плана приходится на мероприятия, реализуемые не органами исполнительной власти, а привлеченной АНО «Стратегическое взаимодействие».

За счет средств субсидий из республиканского бюджета, предоставленных региональными Министерством экономического развития, промышленности и транспорта и Министерством здравоохранения, Организацией были заключены 78 договоров на приобретение средств подготовки и обслуживания аэродромов, средств наземного обеспечения полетов, коммунальной и снегоочистительной техники, остановочных комплексов и автобусов, машин и оборудования на общую сумму 695,8 млн рублей.

Приобретенное имущество передавалось Организацией конечным получателям в виде благотворительной помощи. Из таких получателей основным было АО «Комиавиатранс» (на сумму 381,5 млн рублей, или 54,8% от общего объема субсидий), другими – ГБУЗ РК «Воркутинская больница скорой медицинской помощи» и отдельные муниципальные образования (г. Воркута, г. Инта, г. Усинск, Усть-Цилемский район).

Не являясь субъектом регулирования законодательства о закупках (Федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ), АНО «Стратегическое взаимодействие» проводила закупочные процедуры на основании Положения о закупках, утвержденного самой некоммерческой организацией. При этом в закупочной деятельности Организации выявлены, в частности, следующие нарушения и недостатки:

  • Положение о закупках не содержит порядка формирования начальной (максимальной) цены договора при использовании метода анализа рынка, а именно, порядка отбора и оценки коммерческих предложений, расчета величины цены договора, что создает риски неэффективного использования бюджетных средств;

  • договоры, оплачиваемые за счет средств субсидий, заключенные Организацией в 2022–2023 годах, не содержат обязательных условий, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ;

  • закупка на сумму 4,1 млн рублей осуществлена способом, не предусмотренным Положением о закупках,

  • Организацией надлежащим образом не исполнялась обязанность по оплате поставленных товаров, а также не осуществлялся контроль за исполнением поставщиками условий заключенных договоров, при этом меры ответственности к поставщикам за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств не применялись или применялись не своевременно.

Проверка показала, что отдельные крупные сделки Организации не были согласованы ее Правлением, а факты хозяйственной жизни, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, не соответствовали данным, содержащимся в первичных учетных документах.

В рамках проверки была проанализирована деятельность Минздрава РК, связанная с попытками закупки аппарата магнитно-резонансной томографии для ГБУЗ РК «Воркутинская больница скорой медицинской помощи», нерезультативность которых привела к последующему предоставлению АНО «Стратегическое взаимодействие» средств на те же цели. При этом деятельность Министерства характеризовалась рядом нарушений и недостатков, в том числе:

  • более полугода не применялись меры по начислению неустоек (штрафов, пени) за нарушение поставщиком обязательств по контракту на поставку аппарата МРТ от 10.04.2023;

  • при осуществлении закупки и, как следствие, при заключении контракта на поставку аппарата МРТ от 12.12.2023 были установлены заведомо неисполнимые сроки поставки (20 календарных дней);

  • не соблюден порядок обоснования НМЦК при осуществлении одной из закупок.

По итогам контрольного мероприятия в отношении деятельности органов исполнительной власти по реализации Плана социального развития центров экономического роста с участием АНО «Стратегическое взаимодействие» Контрольно-счетная палата пришла к следующим выводам:

- при финансировании мероприятий путем субсидирования Организации создается возможность для обхода требований законодательства о закупках при расходовании бюджетных средств, при этом существенно снижается уровень контроля за деятельностью автономной некоммерческой организации;

- привлечение АНО «Стратегическое взаимодействие» в качестве посредника между конечными адресатами и госорганами не обусловлено какой-либо специфичностью или исключительностью деятельности Организации (она привлекается только для покупки оборудования и его передачи конечным получателям);

- результатом такого посредничества становится вывод процедур обеспечения госучреждений оборудованием из сферы действия бюджетного законодательства, а также возможность указания в отчетности полного «освоения» выделенных бюджетных средств без реального достижения целей. В случае с приобретением аппарата МРТ средства Минздравом были формально израсходованы (путем перечисления в адрес АНО «Стратегическое взаимодействие»), а оборудование – в установленный Планом срок не приобретено;

- в другом случае (при приобретении и передаче имущества в пользу АО «Комиавиатранс» на сумму 381,5 млн рублей) посредническое участие Организации лишило Республику Коми возможности предоставления напрямую бюджетных инвестиций в форме взноса в уставный капитал данного акционерного общества и получения на эту сумму его акций.

Отмеченные факты и обстоятельства, по мнению КСП, создают риски неэффективного использования бюджетных средств, а также коррупционных проявлений.

По результатам проверки в Минздрав РК и АНО «Стратегическое взаимодействие направлены информационные письма. Кроме того, в отношении АНО «Стратегическое взаимодействие» и ее директора составлены протоколы об административном правонарушении (нарушение условий предоставления субсидии).

Отчет о результатах проверки направлен временно исполняющему обязанности Главы Республики Коми и в Государственный Совет РК, копия отчета - в Прокуратуру РК. Информация о нарушениях в сфере закупок направлена в Комитет РК по закупкам.



[1] - утвержден распоряжением Правительства РК от 29.11.2022 № 575-р

Наверх
Вниз