Текст

Цвет

Изображения

Обычная версия


Итоги заседаний коллегии КСП Калужской области, состоявшихся в мае

Итоги заседаний коллегии КСП Калужской области, состоявшихся в мае

В мае состоялось несколько заседаний коллегии Контрольно-счётной палаты Калужской области.

Был заслушан отчёт, представленный аудитором Александром Борисовым, о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в Калужской области» за 2020 год.

Указы Президента РФ нацелены на достижение и поддержание на высоком уровне ряда важных параметров, таких как обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан, совершенствование государственной социальной политики, государственной политики в сфере здравоохранения и демографии, политики в области образования и науки, улучшение положения детей в Российской Федерации.

Росстат в рамках федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников здравоохранения, образования, культуры и науки ежеквартально опубликовывает информацию о средней заработной плате отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности, подпадающих под действие указов, которая сопоставляется со среднемесячной начисленной заработной платой наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (в 2020 году её размер составил 36 567,0 руб.). Диаграмма представляет соотношение заработной платы работников бюджетной сферы со средней заработной платой в регионе за 2020 год. 

В 2020 году из 11 категорий работников не обеспечено необходимое соотношение средних заработных плат со средней заработной платой в регионе по двум категориям работников:

- педагоги дошкольных образовательных организаций – средняя заработная плата в данной категории работников меньше средней заработной платы в сфере общего образования на 0,8 % (264,3 руб.). Согласно информации министерства образования и науки Калужской области, отклонение фактического показателя от планового связано с большим количеством выданных работникам листков нетрудоспособности с связи с пандемией коронавирусной инфекции, выплаты по которым не включаются в форму федерального статистического наблюдения № ЗП‑образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала»;

- социальные работники – средняя заработная плата в данной категории работников меньше оценки трудового дохода на 2,4 % (890,9 руб.). Согласно информации министерства труда и социальной защиты Калужской области, отклонение фактического показателя от планового связано с ростом среднемесячной начисленной заработной платы наёмных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

В соответствии с Указом от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» индикаторами выполнения задач являются:

а) снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения;

б) снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения;

в) снижение смертности от туберкулеза до 11,8 случая на 100 тыс. населения;

г) снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения;

д) снижение младенческой смертности, в первую очередь за счет снижения ее в регионах с высоким уровнем данного показателя, до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми.

По данным Росстата в 2019 году в Калужской области данные показатели приняли следующие значения:

- смертность от болезней системы кровообращения – 702,2 случая на 100,0 тыс. населения;

- смертность от новообразований (в том числе злокачественных) – 237,4 человека на 100,0 тыс. населения;

- смертность от туберкулеза – 1 человек на 100,0 тыс. населения;

- смертность от дорожно-транспортных происшествий – 11,5 случая на 100,0 тыс. населения;

- младенческая смертность – 3,9 ‰.

Срок опубликования официальных статистических данных за 2020 год – 15 августа 2021 года.

По информации, представленной министерством здравоохранения Калужской области, бюджетные ассигнования на реализацию данного Указа в 2020 году не выделялись. Бюджетные ассигнования на реализацию задач в целях снижения смертности с 2019 года выделяются в рамках федеральных (региональных) национальных проектов.

Таким образом, в 2019 году 3 из 5 индикаторов Указа № 598 не достигнуты. Официальные статистические данные за 2020 год не опубликованы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (далее – Указ № 599) индикаторами выполнения задач являются:

а) доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку. На региональном уровне к 2015 году предусмотрено увеличение данного показателя до 37 %.

По данным главного распорядителя бюджетных средств – министерства образования и науки Калужской области, – в 2020 году значение показателя составило 34,9 % (является одним из наиболее высоких показателей в ЦФО и выше усредненных показателей по округу (27,4%) и Российской Федерации (26,1%)). Фактическое значение показателя ниже планового на 2,1 %. Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение данного мероприятия в 2020 году составили 72 296,39 тыс. руб. – 100,0 % объема бюджетных ассигнований, утвержденных Законом о бюджете;

б) количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам. На региональном уровне к 2020 году предусмотрено увеличение данного показателя до 70-75 % (50 % из них должны обучаться за счет ассигнований из федерального бюджета).

По данным главного распорядителя бюджетных средств – министерства образования и науки Калужской области, – в 2020 году значение показателя составило 76,4 % (81 614 человек). Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение данного мероприятия в 2020 году составили 132 562,30 тыс. руб. – 99,9 % объема бюджетных ассигнований, утвержденных Законом о бюджете в сумме 132 678,45 тыс. руб.;

в) доля образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. На региональном уровне предусмотрено достижение данным показателем к 2020 году значения 25,0 %.

По данным главного распорядителя бюджетных средств – министерства образования и науки Калужской области, – в 2020 году значение показателя составило 27,0 % (8 учреждений). Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение данного мероприятия в 2020 году не выделялись;

г) на региональном уровне к 2015 году предусмотрено увеличение отношения внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 % внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4 %.

По данным образования и науки Калужской области, в 2020 году значение показателя составило по Калужской области 1,36 %, это выше, чем по Российской Федерации (1,2 %), однако процент исполнения ниже планового (на 0,41 %), что связано в том числе с непростой санитарно-эпидемиологической ситуацией. Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение данного мероприятия в 2020 году составили 14 617,20 тыс. руб. – 96,4 % объема бюджетных ассигнований, утвержденных Законом о бюджете в сумме 15 164,5 тыс. руб.

Таким образом, в 2020 году 2 из 4 индикаторов Указа № 599 не достигнуты.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» индикатором выполнения задач является «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

По информации министерства цифрового развития Калужской области, целевые значения показателей определены до 2018 года, все целевые значения показателей Указа № 601 в Калужской области достигнуты. В 2020 году мероприятий по достижению показателей Указа № 601 не проводилось. Согласно данным Росстата, в 2020 году в Калужской области доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составила 65,0 % (целевое значение к 2018 году – 70,0 %, фактическое – 83,3 %).

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 606 индикаторами выполнения задач являются:

а) на региональном уровне предусмотрено финансирование ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей.

По данным министерства труда и социальной защиты Калужской области, значение данного показателя за 2020 год составляет 7 426 семей. Плановый показатель – 1 007 семей. Превышение в 2020 году планового значения в 7,4 раза обусловлено увеличением численности детей, родившихся третьими и последующими. Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение данного мероприятия составили 278 339,7 тыс. руб. (116,7 % объема бюджетных ассигнований, утвержденных Законом о бюджете в сумме 238 436,0 тыс. руб. и 98,1 % объема бюджетных ассигнований, утвержденных показателем уточненной бюджетной росписи в сумме 283 590,1 тыс. руб.);

б) на региональном уровне предусмотрено организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

По данным министерства труда и социальной защиты Калужской области, значение данного показателя за 2020 год составляет 357 человек. Плановый показатель – 268 человек. Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение данного мероприятия в 2020 году составили 307,1 тыс. руб. (50,0 % объема бюджетных ассигнований, утвержденных Законом о бюджете в сумме 613,8 тыс. руб. и 99,9 % объема бюджетных ассигнований, утвержденных показателем уточненной бюджетной росписи в сумме 307,4 тыс. руб.). Индикаторы Указа № 606 в 2020 году достигнуты.

Представленный отчет был рекомендован к утверждению, также указано, что результаты мониторинга реализации Указов Президента Российской Федерации могут быть использованы в деятельности Контрольно-счётной палаты Калужской области. Информация по результатам мониторинга была направлена Губернатору Калужской области.

Также на коллегии Александр Борисов представил отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка годового отчёта об исполнении областного бюджета за 2020 год. Внешняя проверка годовой бюджетной отчётности главных администраторов средств областного бюджета за 2020 год».

В отчёте отмечено, что полнота и достоверность представленной для внешней проверки годовой бюджетной отчётности главных администраторов средств областного бюджета в целом соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Показатели годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета соответствуют данным, представленным в отчёте об исполнении областного бюджета за 2020 год.

Основные характеристики областного бюджета на 2020 год были определены параметрами прогноза социально-экономического развития Калужской области на 2020 год и основными направлениями бюджетной и налоговой политики Калужской области на 2020 год.

Анализ показателей социально-экономического развития Калужской области за 2020 год свидетельствует о том, что по ряду из них имеются определенные отклонения от прогнозных значений. Так, объем отгруженной продукции промышленного производства, по оценке министерства экономического развития области, по итогам 2020 года составил 904 562,1 млн руб., что на 9,5 % меньше прогнозного показателя в базовом варианте развития.

В объеме промышленности Калужской области 95,9 % занимают обрабатывающие производства, на показатели которых в 2020 году оказало влияние снижение потребительского спроса на продукцию в отдельных видах деятельности. Значительно снизились показатели производств, ориентированных на конечный потребительский спрос, таких как производство автотранспортных средств (индекс производства – 78,0 %), производство бытовой электроники (индекс производства – 93,2 %), снизилось также производство машин и оборудования (индекс производства – 78,8 %), производство нефтепродуктов (индекс производства – 62,0 %). Основной причиной снижения спроса и соответствующего сокращения производства является распространение коронавирусной инфекции в 2020 году.

Объем отгрузки по виду деятельности «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» снизился относительно прогнозного показателя на 13,0 %. Отклонение в основном обусловлено уменьшением потребления электрической энергии в промышленности. На 14,7 % снизился объем отгрузки по виду деятельности «водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений». Снижение объема отгрузки по добыче полезных ископаемых относительно прогнозного на 23,2 % обусловлено уменьшением спроса на продукцию добывающих предприятий в строительстве.

Снижение показателей промышленного производства в 2020 году в сравнении с прогнозными значениями обусловлено сложившейся экономической ситуацией.

В структуре экономики области остается значительной доля сельскохозяйственного производства. По предварительным данным Калугастата, объём сельскохозяйственной продукции по итогам 2020 года составил 53 950,2 млн руб., что на 9,5 % больше прогнозного показателя. Индекс производства сельскохозяйственной продукции составил 103,6 % (на 2,3 п.п. ниже прогнозного значения).

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в 2020 году в ценах, сложившихся в 2020 году, составил 74 565,5 млн руб. (108,3 % прогнозного показателя). Индекс производства по данному виду деятельности составил 107,3 % к предыдущему году (выше прогнозного показателя на 6,5 п.п.). Отклонение обусловлено ускорением темпов строительства объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, зданий промышленного назначения, в том числе за счет реализации региональных проектов в различных сферах.

В 2020 году в различных сферах экономической деятельности отмечалась разнонаправленная динамика. Фактические данные по большинству показателей оказались ниже прогнозных, что обусловлено замедлением экономического роста из-за сложившейся эпидемиологической ситуации.

Был проведён анализ доходов, расходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, установленных на 2020 год Законом об областном бюджете.

Доходы областного бюджета за 2020 год исполнены в объёме 78 621,1 млн руб., или на 100,6 % к показателю, утверждённому законодательно.Расходы областного бюджета за 2020 год исполнены в объёме 83 928,4 млн руб., или на 96,4 % к показателю, утверждённому законодательно, и 96,6 % относительно уточнённой бюджетной росписи расходов;

По итогам исполнения областного бюджета за 2020 год сложился дефицит в объёме 5 307,3 млн руб.

Расходы областного бюджета за 2020 год составили 83 928 367,1 тыс. руб., или 96,4 % законодательно утверждённого показателя, что на 15 890 763,6 тыс. руб. больше расходов 2019 года (темп роста – 123,4 % к 2019 году). По отношению к уточнённой бюджетной росписи расходов исполнение составило 96,6 %.

За 2020 год наибольшую долю составили расходы по следующим разделам:

- «Национальная экономика» – 26,1 % (21 901 442,8 тыс. руб.);

- «Образование» – 20,1 % (16 898 298,1 тыс. руб.);

- «Социальная политика» – 19,3 % (16 166 102,8 тыс. руб.);

- «Здравоохранение» – 12,2 % (10 278 744,8 тыс. руб.);

В 2020 году доля расходов областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий целевых программ, в общем объёме расходов областного бюджета составила 98,0 %.

Наибольший объем неисполнения расходов областного бюджета сложился:

830 019,7 тыс. руб., или 8,8 % бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетной росписью расходов – министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области. Среди основных причин неисполнения отмечается выполнение подрядчиками работ не в полном объёме; невозможность проведения закупочных процедур; сложность достижения договоренностей с жителями в вопросах выкупной стоимости аварийного жилья; введение объектов в эксплуатацию в конце 2020 года; нарушение сроков разработки проектной и рабочей документации;

703 059,0 тыс. руб., или 5,3 % бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетной росписью расходов – министерство дорожного хозяйства Калужской области. В перечень препятствий исполнению расходов включается необходимость доработки проектной документации, ненадлежащее исполнение договорных обязательств подрядными организациями; оплата работ после получения положительного заключения экспертизы; проведение судебных процедур в отношении двух объектов; экономия бюджетных средств по факту выполнения работ (оказания услуг); возврат материалов; спорные вопросы, связанные с многочисленными пересечениями границ смежных земельных участков с границами земельных участков под полосой отвода автодорог;

432 467,1 тыс. руб., или 2,9 % бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетной росписью расходов – министерство здравоохранения Калужской области. Уровень исполнения расходов снизился вследствие экономии, сложившейся по результатам проведения конкурсных процедур и заявительного характера выплат пособий и компенсаций.

Средства резервного фонда Правительства Калужской области в 2020 году направлялись на основании Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Калужской области, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 09.01.2008 № 1 (ред. 15.09.2020), на финансирование непредвиденных расходов и финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Расходы резервного фонда составили 2 678,9 тыс. руб. (6,7 % общего объема резервного фонда, утвержденного законодательно (40 000,0 тыс. руб.)).

Объём государственного долга Калужской области по состоянию на 01.01.2021 составил 28 198 582,2 тыс. руб., что соответствует верхнему пределу государственного внутреннего долга Калужской области на 1 января 2021 года, установленному законодательно. Основную часть (95,9 %, в структуре госдолга составили кредиты, полученные из федерального бюджета.

Объём государственного долга Калужской области по состоянию на 01.01.2021 не превышает ограничений, установленных статьёй 107 БК РФ, и дополнительных ограничений, установленных статьёй 5 Закона Калужской области от 11.02.2008 № 404-ОЗ «О государственном долге Калужской области». Объём расходов на обслуживание государственного долга Калужской области не превышает ограничений, установленных статьёй 111 БК РФ.

Отчет результатах экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка годового отчёта об исполнении областного бюджета за 2020 год. Внешняя проверка годовой бюджетной отчётности главных администраторов средств областного бюджета за 2020 год» был рекомендован к утверждению. Было принято решение направить заключение Контрольно-счётной палаты Калужской области на отчёт об исполнении областного бюджета за 2020 год в Законодательное Собрание Калужской области и Губернатору Калужской области.

О результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета в 2019-2020 годах бюджету муниципального района «Перемышльский район» (совместно с КСО района) доложил аудитор Владимир Никифоров.

В проверяемом периоде бюджетный процесс в Районе осуществлялся в соответствии с требованиями БК РФ, положением о бюджетном процессе МР «Перемышльский район», утверждённым решением Районного Собрания МР «Перемышльский район» от 20.12.2018 № 190 «О бюджетном процессе в муниципальном районе «Перемышльский район», и иными нормативными правовыми актами Калужской области, регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджет МР «Перемышльский район» на 2019 год был утверждён решением Районного Собрания муниципального района «Перемышльский район» от 20.12.2018 № 188 «О бюджете муниципального района Перемышльский район» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»:

- по доходам в сумме 517 441,8 тыс. руб.;

- по расходам в сумме 519 843,4 тыс. руб.

Размер дефицита утверждён в сумме 2 401,6 тыс. руб., или 3,4 %, что не превышало предельного размера дефицита, установленного статьёй 92.1 Бюджетного кодекса РФ.

В ходе проведённого контрольного мероприятия выявлены нарушения и недостатки действующего законодательства в общей сумме 5 876,3 тыс. руб. (5 358,4 тыс. руб. – 2019 год; 517,9 тыс. руб. – 2020 год). Нецелевого использования средств областного бюджета не установлено. Незаконное расходование межбюджетных трансфертов из областного бюджета составило 1 235,7 тыс. руб. (717,8 тыс. руб. – 2019 год, 517,9 тыс. руб. – 2020 год).

Наибольшая сумма незаконных расходов зафиксирована при проверке средств субвенции на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях. Были зафиксированы:

- нарушения Закона Калужской области от 07.05.2008 № 428-ОЗ «Об установлении региональной системы оплаты труда работников образовательных учреждений» и Положений об оплате труда общеобразовательных школ в части выплаты премии и доплат;

- нарушение Закона Калужской области от 06.07.2011 № 163-ОЗ «Об установлении системы оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, работников государственных образовательных организаций, работников государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере перевозки детей» (установление базового оклада в размере, превышающем установленные законодательством нормативы);

- нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации (оплата одних и тех же видов производилась дважды: в виде премий и в виде ежемесячных выплат);

- нарушение законодательства, устанавливающего требования к квалификации работника и особые условия допуска к работе (должность «Оператор электрокотельной»), оплата труда работников, не имеющих профессионального образования и, следовательно, возможности занимать определённые должности.

При проверке расходования субсидии на обеспечение финансовой устойчивости муниципальных образований Калужской области и субсидии бюджетам муниципальных образований Калужской области на мероприятия подпрограммы «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях» государственной программы Калужской области «Комплексное развитие сельских территорий в Калужской области» установлено, что нередко причиной незаконных расходов становилась оплата невыполненных объёмов работ (село Перемышль, деревни Большие Козлы, Сильково и Хотисино). В период проведения контрольного мероприятия и подготовки акта часть незаконно использованных средств областного бюджета была восстановлена посредством выполнения подрядчиком объёмов работ.

При совместной работе контролёры также установили факты расходования средств с нарушением принципа достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств, установленного статьёй 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации: при выполнении реконструкции автодороги «Песочня-Кременёво» в Перемышльском районе допущены дефекты устройства дорожного покрытия.

Отчёт о результатах проверки целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету Перемышльского района, был рекомендован к утверждению, аудитору было поручено подготовить представление Палаты в адрес администрации муниципального района, обеспечив контроль за его исполнением.