Текст

Цвет

Изображения

Обычная версия


КСП Коми об основных выводах по итогам анализа влияния мер социальной поддержки на снижение бедности

КСП Коми об основных выводах по итогам анализа влияния мер социальной поддержки на снижение бедности

На заседании Президиума Государственного Совета Республики Коми 16 июня 2021 года в рамках обсуждения вопроса о реализации республиканского закона «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» заместитель Председателя КСП Коми Лариса Братцевская выступила с результатами экспертно-аналитического мероприятия «Анализ влияния системы мер социальной поддержки граждан, включая социальный контракт, на снижение бедности», проведенного по поручению и совместно со Счетной палатой Российской Федерации. (Напомним, что снижение уровня бедности в два раза по сравнению с 2017 годом является одной из национальных целей развития России до 2030 года).

Тезисно об основных показателях (в том числе по данным Комистата и Минтруда Коми) и выводах Контрольно-счетной палаты по итогам проведенного анализа.

- При предоставлении мер соцподдержки населению преобладает категориальный принцип (исходя из формальной принадлежности к той или иной социальной группе), однако в 2020 году прослеживается и положительная динамика переориентации мер на критерий нуждаемости.

- С 2020 года республика в числе пилотных регионов начала оказывать государственную социальную помощь гражданам на основании социального контракта на условиях софинансирования из федерального бюджета. За 2020 год в республике было заключено 4 170 социальных контрактов (по поиску работу, обучению, осуществлению предпринимательской деятельности и проведению иных мероприятий для преодоления трудной жизненной ситуации), что в 14,7 раза больше, чем за весь предыдущий период оказания данного вида соцпомощи, начиная с 2006 года.

- По итогам 2020 года 680 человек, или 21% от числа граждан, завершивших запланированные мероприятия в рамках социального контракта, не признаны в органах социальной защиты малоимущими. Наибольший эффект по выходу граждан из категории малоимущих достигнут по направлению осуществления предпринимательской деятельности - не признаны малоимущими более 35% от числа заключивших контракт.

- Негативные тенденции 2020 года, связанные с падением реальных располагаемых доходов населения в условиях пандемии и ее последствий для экономики, оказали существенное влияние на рост численности малоимущих домохозяйств. Их количество увеличилось на 1 409 единиц (или на 8,4%) к уровню 2019 года, в том числе за счет роста числа малообеспеченных семей с детьми до 18 лет (с 13 852 до 15 108).

- Одновременно возросло количество малоимущего населения республики: по состоянию на 01.01.2021 признаны малоимущими 57,9 тыс человек, что на 8,3% превышает аналогичный показатель 2019 года.

- Преобладающую часть малоимущих домохозяйств (в среднем 83% в 2018-2020 годах) составляют семьи с детьми до 18 лет, что позволяет отнести нагрузку по содержанию не имеющих дохода несовершеннолетних членов семьи к одним из основных факторов риска бедности и причин малообеспеченности семей.

- В 2019 году 128,6 тыс человек, или 15,5% жителей республики, имели доходы ниже величины прожиточного минимума, что говорит о высоком уровне абсолютной бедности. Еще 3% населения Коми располагали доходом всего на 10% выше величины прожиточного минимума, рискуя попасть в категорию малоимущих при любом, даже незначительном, ухудшении экономической ситуации. Наибольшую часть граждан, проживающих за чертой бедности (47,2 тыс человек, или почти 37%), составили очень бедные – с доходом до 7 тыс рублей в месяц.

- Высокая концентрация бедности отмечена в сельских населенных пунктах. В 2019 году в большинстве муниципальных районов доля малоимущих граждан составила более 10% проживающего на их территории населения (в МР «Прилузский», «Усть-Куломский» и «Ижемский» - этот показатель превысил 25%). По городским округам доля малоимущих граждан варьировалось от 1,5% до 6%.

- Всего в 2020 году меры социальной поддержки в регионе были предоставлены более 900 тысяч получателям на сумму свыше 12,2 млрд рублей, из них 56,5% средств было направлено из республиканского бюджета.

- Самым ресурсоёмким по итогам 2020 года явилось направление поддержки семей с детьми. По сравнению с 2019 годом число получателей данной группы возросло в 1,5 раза, достигнув 84,1 тыс. человек, объем расходов увеличился в 2,4 раза и составил свыше 4 млрд рублей (или треть от общего объема средств на социальную поддержку).

Результаты аналитического мероприятия показали, что социальный контракт является эффективной мерой господдержки малоимущих семей и граждан при условии их собственной активной позиции и мотивации на выход из бедности. По мнению экспертов КСП Коми, для повышения эффективности и результативности оказания социальной помощи на основании социального контракта целесообразно пересмотреть нормативное регулирование отдельных вопросов на федеральном уровне.

Кроме того, представляется важным при определении статуса малоимущего перейти от оценки нуждаемости только по доходам к комплексной оценке с учетом имущественной обеспеченности нуждающихся граждан (наличие недвижимости, транспортных средств, иной техники, денежных средств на счетах в банках и др.), а также усилить адресность социальной поддержки населения.

Подробные предложения и рекомендации Контрольно-счетной палаты, направленные на достижение целевого эффекта снижения бедности, доведены до Счетной палаты Российской Федерации и региональных органов власти.