Текст

Цвет

Изображения

Обычная версия


СП РФ рекомендовала оптимизировать систему управления реализацией полномочий в сфере теплоснабжения

СП РФ рекомендовала оптимизировать систему управления реализацией полномочий в сфере теплоснабжения

Счетная палата Российской Федерации проанализировала систему полномочий в сфере теплоснабжения и выявила ряд недостатков, которые могут снижать эффективность их реализации. Среди них: недостаточное нормативное регулирование, сложная структура управления, отсутствие единых подходов и уполномоченного органа власти, отвечающего за координацию этой работы.

«В настоящее время в сфере теплоснабжения сформировалась сложная иерархическая структура полномочий, в которой задействованы все уровни публичной власти, - сообщила на Коллегии аудитор Счетной палаты Наталья Трунова. - Каждый орган власти отвечает за какой-либо отдельный сектор сферы и в части своих полномочий является составным элементом системы управления. При этом федеральный орган исполнительный власти, который координировал бы деятельность всех участников, нормативно не определен».

Так, полномочие по утверждению схем теплоснабжения поселений и городских округов закреплено за органами местного самоуправления, а установление тарифов относится к полномочиям федеральных и региональных органов власти. В результате схемы теплоснабжения не увязаны с финансовой частью инвестпроектов, источники финансирования которых зависят от величины тарифа.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений и городских округов. При этом состав мероприятий, направленных на осуществление указанного полномочия, нормативно не определен. Соответственно, нет и единых подходов к его реализации.

Среди других проблем, отмеченных Счетной палатой, - отсутствие агрегированной информации о техническом состоянии коммунальной инфраструктуры, основанной на объективных источниках данных, в том числе автоматизированных средствах контроля. 

«Используемые данные об износе основных фондов отражают только бухгалтерскую информацию об уровне их амортизации, а не фактическое техническое состояние», – констатировала аудитор.

Отдельное внимание в ходе исследования Счетная палата уделила вопросам тарифного регулирования в сфере теплоснабжения. Так, анализ показал, что существующая практика ежегодного утверждения предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги приводит к низкой предсказуемости доходов будущих периодов для теплоснабжающих предприятий. 

«Краткосрочная тарифная политика способствует росту бюджетных расходов на субсидирование сектора в части предоставления субсидий из региональных бюджетов ресурсоснабжающим организациям на компенсацию разницы между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и установленным тарифом для населения», – считает Наталья Трунова.


Кроме того, устанавливаемые на федеральном уровне предельные индексы требуют аналитической оценки способности домохозяйств оплачивать жилищно-коммунальные услуги. При этом методика проведения такой оценки отсутствует. 
«Поэтому одна из наших рекомендаций по итогам анализа связана с разработкой методики оценки способности домохозяйств оплачивать коммунальные услуги, которая должна использоваться в том числе для определения максимально возможных предельных индексов. Нормативное утверждение такой методики позволит иметь объективную информацию о возможности повышения тарифов на коммунальные услуги для населения без серьезных социальных последствий с учетом территориальной специфики регионов и муниципальных образований», – отметила аудитор.

Помимо этого, Счетная палата предложила Правительству определить федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за координацию деятельности органов исполнительной власти, участвующих в реализации государственной политики в сфере теплоснабжения, а также рассмотреть вопрос об установлении предельных индексов на долгосрочный период (не менее трех лет) с возможностью их корректировки с учетом инфляции и потребности регионов в развитии и повышении эффективности коммунальной инфраструктуры.

Подробнее с Отчетом о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на увеличение расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающих при выполнении отдельных полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по вопросам местного значения в сфере теплоснабжения в 2020–2021 годах», рекомендациями СП РФ и приложениями по результатам ЭАМ можно ознакомиться на сайте СП РФ.
Наверх
Вниз