Текст

Цвет

Изображения

Обычная версия

VII Общее собрание (конференция) Союза муниципальных контрольно-счетных органов

2 июля 2008 года в г.Белгороде состоялось Общее собрание (VII Конференция) Союза муниципальных контрольно-счетных органов. На Собрании присутствовало 160 представителей муниципальных контрольно-счетных органов, органов исполнительной, законодательной государственной власти и местного самоуправления.

В работе Собрания принял участие и выступил губернатор Белгородской области Е.С.Савченко. Присутствовали также председатель Белгородской областной думы А.Я.Зеликов, главный федеральный инспектор в Белгородской области Н.Я.Шатохин, другие руководители Белгородской области и г.Белгорода.

С основным докладом 'Проблемы внешнего финансового контроля в условиях действующего законодательства' перед участниками Собрания выступил Председатель Счетной палаты Российской Федерации, Председатель Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации С.В.Степашин. Актуальность избранной темы обусловлена необходимостью оперативного решения задач дальнейшего совершенствования структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации. Эта установка впервые в качестве одной из основных задач бюджетной политики на ближайшие годы напрямую поставлена в обнародованном 23 июня 2008 года Бюджетном послании Президента Российской Федерации. Исполнение Послания, подчеркнул С.В.Степашин, дело совсем непростое. Именно на нерешенных вопросах и сосредоточил внимание участников Собрания Председатель Счетной палаты Российской Федерации. Он отметил, что для решения данной задачи необходимо еще до окончания текущего года внести изменения в Бюджетный кодекс с целью исключения параллелизма и дублирования в этой сфере. Счетная палата Российской Федерации при участии Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации и Союза муниципальных контрольно-счетных органов сформулировала свои предложения в соответствующий раздел Бюджетного кодекса. Глава государства и Председатель Правительства Российской Федерации проинформированы о сути предлагаемых изменений. Это, прежде всего, определение правового статуса внешнего и внутреннего финансового контроля, более четкое разграничение их функций, а также формирование правовых и методологических основ целостной системы государственного финансового контроля.

Много нерешенных вопросов остается и в реализации муниципальной реформы. С.В.Степашин отметил, как важны скоординированные усилия в ее решении АКСОР, Союза муниципальных контрольно-счетных органов, органов исполнительной, законодательной государственной власти и местного самоуправления. Он обратил внимание Собрания на то, что уже 1 января 2009 года вступит в силу 131-й Федеральный закон 'Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации', принятый в 2003 году. Завершается своего рода переходный период перед его окончательным вступлением в силу. Чтобы Закон заработал и в субъектах Федерации создалась определенная психологическая готовность к решению задач местного самоуправления, потребовалось привести в порядок региональное законодательство.

131-й Закон, конечно же, не мог предусмотреть и того, что регионы столкнутся с кадровой проблемой, прежде всего на поселенческом уровне.

Не менее актуальна и остра финансовая проблема. Муниципальная реформа исходит из того, что местная власть будет работать за счет собственных ресурсов. Однако налоговая база на селе очень ограничена. Поселениям отдан только налог на землю и собственность. А про промышленность - ни слова. Поэтому здесь должна быть выработана взвешенная позиция.

Говоря в заключение о перспективах законодательного обеспечения деятельности муниципальных органов внешнего контроля, Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашин проинформировал участников Собрания о том, что в Счетной палате Российской Федерации подготовлен проект новой главы Бюджетного кодекса о финансовом контроле. В нем учтены все современные требования к его организации. В частности, дано определение государственному и муниципальному внешнему и внутреннему финансовому контролю; разграничены полномочия органов внешнего и внутреннего контроля; детально прописаны полномочия органов внешнего финансового контроля; предусмотрены механизмы обеспечения организационной и финансовой независимости государственных и муниципальных контрольно-счетных органов, а также обязательность предоставления им соответствующей информации и другие положения, необходимые для деятельности контрольно-счетных органов всех уровней.

Чтобы решить поставленные задачи, С.В.Степашин предложил Счетной палате Российской Федерации, АКСОР и Союзу МКСО до конца 2008 года подготовить предложения для политического руководства страны по совершенствованию действующего законодательства.

Необходимо уделить больше внимания вопросам организационного укрепления муниципальных контрольно-счетных органов. Эти вопросы, подчеркнул С.В.Степашин, надо решать оперативно, так как сегодняшние темпы создания органов муниципального контроля и условия их функционирования ставят под угрозу бесконтрольного использования более трети консолидированного бюджета Российской Федерации. В ряде субъектов Федерации пошли на создание региональных ассоциаций (советов, союзов), которые объединили региональную палату и муниципальные контрольно-счетные органы. Такой опыт имеется в Республиках Дагестан, Саха, Хакасия и Татарстан, Пермском и Приморском краях, Амурской, Владимирской, Волгоградской, Иркутской, Калужской и Ульяновской областях.

Словом, подытожил свой доклад Председатель Счетной палаты Российской Федерации, Председатель Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации С.В.Степашин, у нас есть все возможности превратить муниципальную ветвь системы внешнего государственного финансового контроля в действенный инструмент решения задач социально- экономического развития страны.

С содокладами на Собрании выступили аудиторы Счетной палаты Российской Федерации М.И.Бесхмельницын, М.В.Одинцов, С.Н.Рябухин.

Бесхмельницын М.И. сделал акцент на двух важнейших для системы местного самоуправления проблемах - финансировании жилищно-коммунального комплекса и дорожного строительства. В частности, он привел результаты проведенной проверки по Росавтодору. В 2007 году по сравнению с 2002 годом объемы финансирования строительства и реконструкции автодорог федерального значения выросли в 3,6 раза, а ввод в эксплуатацию сократился и составил 82%. Только при реконструкции автодороги М-4 'Дон' не освоены бюджетные средства в сумме почти 6 млрд. рублей.

Рябухин С.Н. в своем докладе осветил ход выполнения Бюджетных посланий Президента Российской Федерации в части, касающейся муниципальных бюджетов, проблемы зависимости муниципальных бюджетов от финансовой помощи и резервы пополнения муниципальных бюджетов. Он отметил, что по итогам проведенного мониторинга реализации 131-го Закона видно, что одним из перспективных источников поступления доходов является муниципальная собственность. Фактическое поступление неналоговых доходов (в том числе доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений) в 2007 году составили почти 240 млрд. рублей, что выше уровня 2006 года на 39,4 %.

Доходы от использования муниципального имущества, составляют основную долю - 44,8 % или более 107 млрд. рублей. По данным 48 регионов в реестрах муниципального имущества на начало года зарегистрировано более 1 млн. объектов балансовой стоимостью более 5 трлн. рублей.

Однако, отсутствие нормативно-правового регулирования учета муниципального имущества, основанного на единых методологических и программно-технических принципах, замедляет процесс перепрофилирования, принятия в собственность, либо отчуждения муниципального имущества. Это порождает криминальные риски, которые могут привести к нарушению законодательства и недопоступлению средств в местные бюджеты.

Счетная палата приступила и в октябре планирует завершить работу по подготовке аналитической записки на тему 'Анализ состояния и проблемы формирования доходного потенциала субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований в 2006-2007 годах'. Эта работа проводится по поручению комитетов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Одинцов М.В.остановился на проблемах государственного финансового контроля использования средств, выделяемых на развитие сельского хозяйства России. Эта проблема важна тем, подчеркнул он, что Собрание проходит на белгородской земле, славной не только своими боевыми подвигами, промышленным производством, но и являющейся одним из локомотивов аграрной отрасли страны.

Реализация приоритетного национального проекта 'Развитие АПК' в Белгородской области, отметил М.В.Одинцов, осуществлялась интенсивно. Производство мяса (скота и птицы в убойном весе) за первые четыре месяца 2008 года увеличилось по сравнению с 2007 годом на 42,6 %, молока ? на 21 % и яиц ? почти на 20 процентов.

Это свидетельствует об интенсивном развитии ? по темпам роста производства мяса Белгородская область опережает среднее значение по России более чем на 26 процентов и лидирует в Центральном федеральном округе.

С отчетом о результатах работы Союза муниципальных контрольно-счетных органов с июня 2007 года по июнь 2008 года выступил Председатель Союза муниципальных контрольно-счетных органов И.Г.Дахов. Он сказал: 'Сегодняшняя конференция в соответствии с Федеральным законом 'О некоммерческих организациях' и Уставом Союза МКСО проходит в рамках Общего собрания членов Союза. Но, в общем, это не меняет сути и смысла нашей ежегодной встречи, нашего форума по обмену опытом, по выработке общей позиции муниципальных контрольно-счетных органов на следующий год.

Сегодня мы не только подводим итоги за отчетный период, а обсуждаем и принимаем решение по теме 'Внешний финансовый контроль в условиях действующего законодательства'.

Говоря о работе Президиума Союза, докладчик отметил его активное участие в подготовке к введению по всей стране правовых и нормативных документов в части касающейся муниципальных контрольно-счетных органов.

В течение 2007-2008 годов в Союз было привлечено 138 муниципальных контрольно-счетных органов. По сравнению с 2006 годом численность членов Союза возросла в 3 раза и составляет 230 МКСО.

Прием новых членов идет активно. И для этого есть база. По данным обследования, проведенного Счетной палатой Российской Федерации, количество муниципальных контрольно-счетных органов в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилось на 28 процентов и составило 7099 (30% от общего числа муниципальных образований), из них со статусом юридического лица работает 248 контрольно-счетных органов муниципальных образований. Предполагается что до конца этого года, в соответствии с уставами муниципальных образований, будет создано еще около тысячи муниципальных контрольно-счетных органов, в том числе от 50 до 80 - со статусом юридического лица.

Члены президиума Союза и руководители муниципальных контрольно-счетных органов принимали активное участие в мероприятиях и конференциях АКСОР, проводимых в Суздале, Москве и Сочи, в международной конференции 'Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы', состоявшейся в Московской области 15-16 ноября 2007 г.

25-27 сентября 2007 года сопредседатели Союза МКСО по Южному и Приволжскому федеральным округам В.И.Гордин и В.Л.Березин организовали I межокружное совещание руководителей муниципальных контрольно-счетных органов Приволжского и Южного Федеральных округов.

Большое внимание уделялось внутреннему строительству Союза. Были образованы и действуют секретариат Союза, ревизионная комиссия, комиссия по этике. Разработаны и утверждены организационно-исполнительные документы, методические материалы по проведению контрольных мероприятий.

Выработаны возможные направления деятельности и взаимодействия Союза со Счетной палатой Российской Федерации и АКСОР на перспективу с учетом изменений в государственной бюджетно-финансовой политике.

В 2007 году осуществлялось постоянное взаимодействие с отделениями Союза МКСО в федеральных округах. Проводилась работа по уточнению числа МКСО, совместно готовились документы. На заседаниях президиума заслушивалась информация о работе сопредседателей Союза в округах.

Ведется реестр членов Союза МКСО. Осуществляется взаимодействие с секретариатом АКСОР.

Подготовлены бланки удостоверения о членстве в Союзе и Почетной грамоты Союза МКСО.

Мы стараемся довести до общественности информацию о деятельности Союза МКСО. Опубликованы материалы во втором номере журнала 'Финансовый контроль' за 2008 год, в 1-4 номерах журнала 'Вестник АКСОР' за 2008 год. На различных совещаниях и конференциях проводится весьма значительная информационная и пропагандистская работа.

В 2007 году' открыт сайт Союза МКСО.

Выполняя решения VI конференции Союз в августе-сентябре 2007 года обобщил предложения МКСО и сопредседателей Союза и представил в Счетную палату Российской Федерации предложения по проекту новой редакции раздела 'Государственный и муниципальный финансовый контроль' проекта Федерального закона 'О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации'.

Развернутые предложения по новой редакции Бюджетного кодекса были подготовлены Контрольно-счетной палатой г. Казани (И.М.Нургалиев), Контрольной палатой г. Магадан (А.Е.Светченко), Контрольной палатой г. Череповца (Т.К.Белова), Контрольно-счетной палатой г. Иванова (И.И.Бракоренко) и др.

Исходя из новых требований и задач был разработан и на заседании президиума Союза в г. Москве 18 октября 2007 года утвержден план работы Союза на 2008 г., который включает в себя многоуровневые, комплексные подходы к решению как очередных, так и перспективных задач муниципального и государственного финансового контроля, острую необходимость взаимодействия и сотрудничества при подготовке правового и контрольно-ревизионного инструментария, проведения экспертно-аналитических и контрольных мероприятий. В 2007 году План работы Союза в основном выполнен.

В декабре 2007 г., по поручению Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина, аудиторскими направлениями Счетной палаты РФ был рассмотрен план работы Союза МКСО на 2008 г. и возможности взаимодействия, в ходе которых председатель Контрольно-счетной палаты города-курорта Сочи В.В.Астафьев был включен в рабочую группу Счетной палаты по Олимпиаде 2014 г.

По состоянию на 1 июля 2008 года план Союза МКСО выполняется в полном объеме.

Подводя итоги работы Союза МКСО в целом, Дахов И.Г. сказал, что задачи, которые были поставлены в решениях VI конференции, а также состоявшихся президиумов, в основном выполнены.

Во-первых, Союз организационно окреп, работает в соответствии с действующим законодательством, в полном объеме может реализовать уставные требования.

Думаю, что сегодня будет принято положение о членских взносах членов Союза, одобренное президиумом Союза МКСО. Это позволит начать работу по сбору членских взносов и обеспечить более полноценную деятельность Союза

Во-вторых, при реальной помощи со стороны руководства Счетной палаты Российской Федерации мы можем проводить информационную политику, внедрять информационные технологии в деятельность муниципальных контрольно-счетных органов.

В-третьих, муниципальные контрольно-счетные органы повышают качество проведения контрольных мероприятий, заметно активизировалась и усилилась их работа в вопросах предупреждения неэффективного использования местных бюджетов и муниципального имущества.

В-четвертых, Союз МКСО принял участие в создании журнала 'Вестник АКСОР', действует сайт Союза, изданы материалы VI конференции муниципальных контрольно-счетных органов под общим названием 'Проблемы деятельности муниципальных контрольно-счетных органов в условиях проводимых реформ', материалы I-го межокружного совещания руководителей муниципальных контрольно-счетных органов Приволжского и Южного федеральных округов 'Проблемы становления организации и взаимодействия муниципальных контрольно-счетных органов в свете реализации Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ 'Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации'.

Открыты для выступлений МКСО журналы 'Финансовый контроль', 'Вестник АКСОР', еженедельник 'Аргументы недели' и другие.

В-пятых, Президиуму Союза совместно с АКСОР и ведущими вузами страны удалось организовать цикл курсов переподготовки и семинаров для сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов.

В-шестых, активное проведение мероприятий Союза и участие Союза в деятельности АКСОР, Счетной палаты Российской Федерации и в других организациях позволило Союзу более предметно участвовать в подготовке государственных решений.

В заключение Председатель Союза МКСО Дахов И.Г. отметил, что избранный новый состав Государственной Думы, Президент и новое Правительство делают упор на повышении эффективности работы. Союз МКСО обязан подключиться к проектам, направленным на развитие малого предпринимательства в муниципальных образованиях, борьбе с коррупцией, к созданию условий прозрачности и эффективности муниципальных закупок, муниципального заказа, реализации наиболее масштабных инвестиционных программ с участием государства, таким как 'Сочи-2014' и 'Владивосток-2012', в которые будут вложены сотни миллиардов рублей из государственных и муниципальных бюджетов.

Муниципальные контрольно-счетные органы должны принять самое активное участие в проверке законности и результативности использования этих средств, с учетом принятого на Общем собрании решения, в том числе в рамках сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации и Ассоциацией контрольно-счетных органов.

Приняты решения по всем вопросам повестки Собрания. Утверждены дополнения и изменения в Устав Союза МКСО. Утверждено Положение о размерах, порядке и сроках уплаты вступительных и членских взносов членами Союза МКСО.

В заключение на Собрании выступил заместитель Руководителя аппарата Счетной палаты, ответственный секретарь АКСОР Н.С.Столяров. Говоря об итогах работы Союза МКСО в отчетном периоде, он сосредоточил внимание участников Собрания на вопросах взаимодействия АКСОР и Союза МКСО, перспективах аудита эффективности и решении КСО регионального и муниципального уровней задач по сертификации соответствия их работы законодательству, стандартам и нормативным актам. Сертификат контрольно-счетного органа регионального и муниципального уровня, подчеркнул Н.С.Столяров, станет своего рода зеркалом, в котором будут отображены авторитет и позитивный опыт контрольно-счетного органа, эффективность его деятельности. Это, конечно же, стимул к дальнейшему совершенствованию работы, распространению передового опыта.

По решению Президиума АКСОР, сказал далее Н.С.Столяров, при Ассоциации создан Учебно-методический совет. Он будет заниматься анализом и оценкой программ курсов повышения квалификации сотрудников контрольно-счетных органов. Это очень важная работа, направленная на повышение качества обучения.

Очень хорошо себя зарекомендовал Научно-методический совет. Он проводит большую работу по рассмотрению и рекомендации к использованию подготовленных КСО субъектов Российской Федерации методик по проведения контрольных мероприятий.

Столяров Н.С. отметил также, что надо энергичнее использовать в процессе совершенствования контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов богатые возможности Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации.

В прениях по вопросам повестки Собрания выступили Наумов В.И., председатель Контрольно-счетной палаты Белгородской области; Гордин В.И., сопредседатель Союза МКСО по Южному федеральному округу, председатель Контрольно-счетной палаты г. Волгограда; Белова Т.К., член президиума Союза МКСО, председатель комиссии по этике, председатель Контрольно-счетной палаты Череповецкой городской Думы Вологодской области; Швецов Е. А., председатель контрольно-счетной палаты г. Перми; Светченко А. Е., сопредседатель Союза МКСО по Дальневосточному федеральному округу, Председатель Контрольной палаты муниципального образования 'Город Магадан'; Можей И.В., сопредседатель Союза МКСО по Северо-Западному федеральному округу, председатель Контрольно-счетной комиссии окружного Совета депутатов г. Калининграда; Крюков И.А., председатель контрольно-счетной палаты г. Набережные Челны Республики Татарстан; Лопатин Ю.И., председатель Контрольно-счетной палаты г. Красноярска; Журавлева И.Н., инспектор Счетной палаты Владимирской области; Бажина О.Д., председатель Счетной палаты Екатеринбургской городской Думы; Нургалиев И.М., председатель ревизионной комиссии Союза МКСО, председатель контрольно-счетной палаты г. Казани; Гиричева Е.В., начальник экспертно-аналитического отдела Контрольно-счетной палаты городского округа 'Город Волжский'; Соловьев А.В., председатель Контрольно-счетной палаты Гатчинского муниципального района Ленинградской области

По обсуждаемым вопросам приняты развернутые решения.

Общее собрание рассмотрело организационные вопросы.

Освобождены от обязанностей членов Президиума Союза МКСО Салов Г.И. и Орнатский А.М. в связи с переходом на другую работу.

Избраны членом Президиума Союза МКСО Касаткин В.Р., председатель Контрольно-счетной палаты г. Орска, членом Президиума и ответственным секретарем Союза МКСО Шаплыко В.П.

От должности руководителя секретариата Союза муниципальных контрольно-счетных органов освобожден Волков Д.В. в связи с изменением места работы

Руководителем секретариата Союза МКСО избран Ю.И.Полдников

Принято решение провести очередное Общее собрание (VIII Конференцию) Союза МКСО в 2009 году в г. Казани.


Приложенные документы

Иконка документа
Решение Общего собрания (VII Конференции) Союза МКСО.pdf (0.09 Мб)