Текст

Цвет

Изображения

Обычная версия

VIII Общее собрание (конференция) Союза муниципальных контрольно-счетных органов

С 4 по 6 июня 2009 года в г. Казани состоялись заседание президиума и Общее собрание (VIII Конференция) Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее - Союз МКСО) на тему «Роль контрольно-счетных органов Российской Федерации в обеспечении эффективного использования финансовых и материальных ресурсов муниципальных образований в условиях реализации антикризисных мер».

На Собрании (конференции) присутствовало 143 полномочных представителя муниципальных контрольно-счетных органов - членов Союза МКСО. В работе конференции приняли участие делегация Счетной палаты Российской Федерации (Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашин, аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.Н.Рябухин, заместитель Руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации Н.С.Столяров), Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин, Председатель отделения Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР) в Приволжском федеральном округе, председатель Счетной палаты Республики Татарстан А.И.Демидов, члены Президиума АКСОР, руководители органов государственной власти и местного самоуправления Республики Татарстан и города Казани.

С основным докладом «Роль контрольно-счетных органов Российской Федерации в обеспечении эффективного использования финансовых и материальных ресурсов муниципальных образований в условиях реализации антикризисных мер» перед участниками Собрания выступил Председатель Счетной палаты Российской Федерации, Председатель Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации С.В.Степашин.

В докладе глава Счетной палаты Российской Федерации рассмотрел роль и задачи контрольно-счетных органов Российской Федерации в решении проблем, связанных с повышением эффективности использования финансовых ресурсов государства и местного самоуправления в современных условиях. Он отметил, что мировой финансово-экономический кризис серьезным образом сократил на доходную часть региональных и местных бюджетов, что заставило корректировать бюджеты и имеющиеся стратегии развития. В этих условиях органам местного самоуправления необходимо существенно повысить эффективность использования имеющихся средств, а муниципальным контрольно-счетным органам - более оперативно контролировать состояние местных бюджетов, оценивать эффективность управления ресурсами муниципальных образований и качество предоставления услуг населению.

Степашин С.В. подчеркнул важность мониторинга социально-экономической ситуации в регионах в условиях финансово-экономического кризиса, который позволяет своевременно выявлять очаги напряженности в регионах, адекватно оценивать риски их возникновения. Регулярные поездки по регионам в сочетании с мониторингом позволяет руководству Счетной палаты Российской Федерации более точно анализировать положение в стране, принимать решения о проведении тех или иных контрольных и экпертно-аналитических мероприятий. По словам Председателя Счетной палаты, без таких знаний трудно предложить адекватные меры по стабилизации финансово-экономической системы, оценить эффективность как реализуемых, так и предлагаемых к реализации мер.

В докладе были также рассмотрены результаты работы Счетной палаты по оценке эффективности мер государственной поддержки системообразующих предприятий, отмечено снижение доходов бюджетной системы, наиболее ощутимо затронувшее наиболее благополучные регионы с развитой экспортно-ориентированной промышленностью.

В итоговой части доклада С.В.Степашин еще раз подчеркнул существенную роль контрольных органов муниципальных образований в повышении эффективности бюджетных расходов. Он особо отметил необходимость консолидации государственных и муниципальных контрольных органов на уровне региона для развития и эффективного функционирования муниципального финансового контроля, поскольку только такое взаимодействие может дать существенный эффект и создать предпосылки для качественного послекризисного роста экономики в регионе и муниципалитетах.

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.Н.Рябухин свое выступление на Собрании посвятил положению дел с наполнением местных бюджетов и роли в этом муниципальных контрольно-счетных органов.

Внимание Собрания было сосредоточено на ходе выполнения Правительством Бюджетных посланий Президента Российской Федерации, в части, касающейся муниципальных бюджетов, и резервах их пополнения.

Аудитор Счетной палаты доложил участникам Собрания основные результаты 3-летнего цикла мониторинга исполнения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По результатам мониторинга подготовлена и утверждена решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации Аналитическая записка на тему «Итоги реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По поручению президиума Союза МКСО с информацией по отчету о результатах работы Союза за период 2008/2009 года и задачах муниципальных контрольно-счетных органов в условиях экономического кризиса выступил ответственный секретарь Ассоциации контрольно-счетных органов России, заместитель Руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации Н.С.Столяров. Говоря об итогах работы Союза МКСО в отчетном периоде, он отметил значимость деятельности Союза для становления в стране высокопрофессионального внешнего муниципального финансового контроля, в том числе в направлениях повышения квалификации кадров муниципальных контрольно-счетных органов, распространения новых методов и технологий проведения муниципального финансового контроля.

Ответственный секретарь Ассоциации контрольно-счетных органов России (АКСОР) сосредоточил внимание участников Собрания на вопросах взаимодействия Ассоциации и Союза МКСО. Он подчеркнул, что АКСОР всегда уделяла большое внимание становлению и развитию в России высокопрофессионального внешнего муниципального финансового контроля - важного инструмента повышения ответственности и эффективности работы муниципальных властей. Для АКСОР налаживание эффективного взаимодействия контрольно-счетных органов всех уровне бюджетной системы Российской Федерации - важнейшая работа, поскольку отлаженное взаимодействие позволяет исключить дублирование в работе контрольных органов и более качественно решать стоящие перед ними задачи.

Важный фактор успешного взаимодействия контрольно-счетных органов - высокая профессиональная квалификация их сотрудников. Ассоциацией, ее Учебно-методическим советом проводится большая работа, направленная на подготовку высококвалифицированных сотрудников контрольно-счетных органов. Эта работа учитывает и потребности муниципальных контрольно-счетных органов. Вместе с тем, Н.С.Столяров отметил, что в процессе совершенствования контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов надо энергичнее использовать и богатые возможности Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации.

Говоря о текущих задачах муниципальных контрольно-счетных органов Н.С.Столяров отметил, что в условиях экономического кризиса муниципальные контрольно-счетные органы должны не только выявлять нарушения в использовании средств местных бюджетов, но, прежде всего, помогать органам местного самоуправления оптимально концентрировать усилия и бюджетные ресурсы на действительно приоритетных направлениях своей бюджетной политики и за счет этого повышать эффективность и результативность своей деятельности при реализации вопросов местного значения. В современных кризисных условиях это приобретает особую актуальность.

На Общем собрании выступили председатель Счетной палаты Республики Татарстан А.И.Демидов, сопредседатель Союза МКСО по Центральному федеральному округу, председатель Контрольно-счетной палаты г. Иванова И.И.Бракоренко, председатель Счетной палаты Екатеринбургской городской Думы Свердловской области О.Д.Бажина, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Волгограда А.Ю.Бондаренко, председатель Ревизионной комиссии Союза МКСО, председатель контрольно-счетной палаты г. Казани И.М.Нургалиев, член президиума Союза МКСО, председатель Контрольно-счетной палаты г. Орска В.Р.Касаткин, член Президиума АКСОР, председатель Контрольно-счетной палаты Волгоградской области И.А.Дьяченко, сопредседатель Союза МКСО по Уральскому федеральному округу, председатель Счетной палаты Думы г. Нижневартовска С.П.Суханова, председатель Контрольно-счетной палаты г. Петропавловск-Камчатский А.А.Новиков, сопредседатель Союза МКСО по Сибирскому федеральному округу, председатель Контрольно-счетной палаты г. Новосибирска Г.И.Шилохвостов, председатель Контрольно-счетной палаты Ульяновской городской Думы А.А.Бармин, председатель Контрольно-счетной палаты Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Д.Р.Ханмурзина, председатель Контрольно-счетной палаты Якутской городской Думы И.А.Николаев, сопредседатель Союза МКСО по Приволжскому федеральному округу, председатель Контрольно-счетной палаты городской Думы г. Нижнего Новгорода В.Л.Березин, председатель Контрольно-счетной палаты Спасского муниципального района Республики Татарстан Н.А.Соколов, член Президиума АКСОР, председатель Контрольно-счетной палаты Челябинской области А.Г.Галимов, председатель Контрольно-счетной палаты Октябрьского района Ханты-Мансийского АО - Югра В.С.Григорьев, председатель Контрольно-счетной палаты Гатчинского муниципального района Ленинградской области А.В.Соловьев, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты г. Перми Л.В.Зройчикова, сопредседатель Союза МКСО по Дальневосточному федеральному округу, председатель Контрольной палаты муниципального образования «Город Магадан» А.Е.Светченко, председатель Счетной комиссии Думы Невьянского городского округа Е.Б.Верхоланцева, председатель Контрольно-счетной палаты г. Калуги Р.Е.Кузьмичев.

В выступлениях участников были сформулированы предложения по профилактике и недопущению финансовых нарушений на муниципальном уровне, эффективному использованию средств, направленных государством на антикризисные мероприятия. Было отмечено, что поскольку сейчас многие вопросы отнесены к исключительной компетенции местной власти, то решение местных вопросов должно контролироваться сильным внешним муниципальным финансовым контролем.

Собрание утвердило «Концепцию работы Союза муниципальных контрольно-счетных органов по созданию системы муниципального финансового контроля».

По результатам обсуждения было принято Решение VIII конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации. В принятом Решении участники VIII конференции, руководствуясь положением о кардинальном изменении подходов к осуществлению муниципального контроля, содержащемся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах, и отмечая важность обеспечения контроля за эффективностью использования бюджетных средств в условиях финансово-экономического кризиса, определили:

Одобрить основные положения, выводы и предложения, содержащиеся в докладе Председателя Счётной палаты Российской Федерации, Председателя Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации С.В.Степашина.
Одобрить деятельность Союза за отчетный период. Утвердить отчет о работе Президиума, Ревизионной комиссии, секретариата Союза, заключение Ревизионной комиссии Союза по годовому отчету о финансово-хозяйственной деятельности Союза.
Утвердить Концепцию работы Союза муниципальных контрольно-счетных органов по созданию системы муниципального финансового контроля.
Рекомендовать муниципальным контрольно-счетным органам обратить особое внимание на осуществление контроля за сбалансированностью бюджетов муниципальных образований в связи с изменениями бюджетного и налогового законодательства, в том числе связанными с финансово-экономическим кризисом, а также законодательства о местном самоуправлении.
Союзу, муниципальным контрольно-счетным органам во взаимодействии с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации обеспечить контроль за реализацией программ антикризисных мер с целью сохранения устойчивости бюджетов, содействия занятости и усиления социальной поддержки населения.
Союзу, муниципальным контрольно-счетным органам во взаимодействии с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации продолжить работу по созданию региональных объединений контрольных органов.
Рекомендовать муниципальным контрольно-счетным органам внедрять в практику аудит эффективности использования муниципальных средств, проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов.
Союзу принять участие в проводимой Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации работе по созданию системы стандартов внешнего финансового контроля и методических документов.
Союзу обратиться в контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации с предложением по привлечению муниципальных контрольно-счетных органов к совместным контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям.
Союзу уделять особое внимание вопросам повышения квалификации кадров муниципальных контрольно-счетных органов.
Председателю Союза И.Г.Дахову продолжить мониторинг процесса создания муниципальных контрольно-счетных органов и оказывать деятельную помощь органам власти местного самоуправления в этом процессе.
Союзу шире освещать на страницах журнала «Вестник АКСОР», web-сайте Счетной палаты Российской Федерации в разделе «Союз муниципальных контрольно-счетных органов», web-сайте АКСОР в разделе «Союз муниципальных контрольно-счетных органов» актуальные проблемы внешнего муниципального финансового контроля, размещать документы и материалы о деятельности муниципальных КСО, информацию о новых контрольно-ревизионных технологиях, о конференциях, совещаниях, семинарах, проводимых Счетной палатой Российской Федерации и АКСОР по вопросам внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
Издать материалы Общего собрания (VIII конференции) Союза и направить их в Федеральное Собрание Российской Федерации, муниципальные контрольно-счетные органы и другие организации.
Президиуму Союза создать Рабочую группу Союза МКСО по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности органов муниципального финансового контроля.
Президиуму Союза проработать вопрос о дате и месте проведения очередного Общего собрания (IX конференции) Союза.